$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Маркетинг

Конъюнктура не спит цены можно снижать, не дожидаясь убытков

01.04.2016

Правительство снова пытается сделать более гибкой ценовую политику белорусских предприятий.

Для белорусских предприятий расширяются возможности гибко реагировать на конъюнктуру рынка при формировании цен. В некоторых случаях даже не придется дожидаться систематических убытков, чтобы принять нужные решения. Для этого правительством вносятся существенные поправки в Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка, утв. постановлением Совмина от 11.02.2015 № 94.

Полномочия руководителей предприятий на принятие решений о реализации товаров и услуг по ценам ниже себестоимости, как на внешнем, так и на внутреннем рынках существенно расширены в соответствии с изменениями, внесенными в Положение постановлением Совмина от 25.03.2016 № 246.

Если у организации-производителя есть убыток от реализации товаров (работ, услуг) и чистый убыток, исчисленный нарастающим итогом с начала года, то решение о продаже по ценам (тарифам) ниже себестоимости принимается только по согласованию с министерством, концерном, облисполкомом или Мингорисполкомом органом, в подчинении которого находится это предприятие или управляющая компания холдинга, в который оно входит. Если акции (доли в уставном фонде) предприятия, находящиеся в собственности государства, не переданы в управление государственному органу (организации), то согласование производится с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

При наличии у производителя убытка от реализации товаров (работ, услуг) и чистого убытка в январе–феврале текущего календарного года, а также прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и (или) чистой прибыли за предшествующий календарный год или исчисленных нарастающим итогом с начала года решение о продаже ниже себестоимости руководитель отныне вправе принимать самостоятельно. Он сможет принять такое решение даже независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности при реализации:

– продукции на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», товаров (работ, услуг) по предельным максимальным ценам, установленным законодательством;

– товаров (работ, услуг), на которые установлены предельные минимальные цены (тарифы), но не ниже их установленного уровня;

– продукции со сроком годности не более 15 дней, а также продукции, у которой осталось не более 1/4 срока годности;

– продукции, залежавшейся на складе более 1 года и (или) выводимой из ассортимента;

– товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) по индивидуальным (разовым) заказам;

– на экспорт нефтепродуктов в соответствии с законодательством;

– продукции растениеводства и животноводства;

– молочной продукции, мяса (говядины и свинины), зерна и муки не ниже уровня цен, рекомендуемых мониторинговой рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра РБ от 19.06.2009 № 63р;

– товаров (работ, услуг) по договорам, заключенным по результатам участия производителя или уполномоченного им юридического лица на реализацию в процедурах закупок.

Оптовым и розничным торговым организациям для решения о реализации отечественных товаров по ценам ниже цен их приобретения не понадобится более согласие их производителя.

Как и ранее, целесообразность решения о продаже по цене  ниже  себестоимости должна быть подкреплена экономическим обоснованием, включающим информацию о финансовом положении предприятия, рентабельности продаж с начала текущего года, о мероприятиях по снижению затрат, о конъюнктуре рынка,  оценкой предлагаемых товаров, сравнительным анализом цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги). Порядок представления документов для согласования решения с вышестоящей организацией (если таковое требуется), сроки согласования и его оформление не изменились.

Важное преимущество постановления № 246 – конкретизация обстоятельств и показателей, при которых можно снижать цены. Ведь нередко даже при наличии относительно неплохой рентабельности продаж предприятия имеют чистый убыток из-за процентов по кредитам, курсовых разниц и иных расходов, не учитываемых при определении прибыли от реализации.

В условиях низкого спроса, ухудшения покупательной способности белорусских потребителей и неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках гибкость в ценообразовании становится для отечественных производителей одним из ключевых условий выживания. Поэтому неудивительно, что правительство периодически пытается им помочь – не только названными выше нормативными актами, но и ранее – постановлениями от 9.12.2008 № 1903 и от 13.02.2014 № 123. К сожалению, эти попытки далеко не всегда удаются.

С одной стороны, руководители опасаются, что правоохранительные органы усмотрят криминал в снижении цен, невзирая на наличие понятия экономического (делового) риска в подп. 2-1 ст. 39 УК и п. 3 ст. 5.4 КоАП. С другой стороны, снижение цен не стимулируется налоговым законодательством, поскольку еще 3 года назад из НК была изъята норма, позволявшая включать во внереализационные расходы потери от уценки производственных запасов и готовой продукции. К тому же финансовые результаты остаются предметом особого интереса государства: эффективность работы руководителей госпредприятий согласно Указу № 78 власти намерены оценивать по показателю чистой прибыли, а наличие убытка служит основанием для отнесения к группе высокого риска при назначении плановых проверок.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ