$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КОНВЕНЦИОННЫЙ ТРАНЗИТ©

24.09.2013

Таможенный союз готов к созданию единого транзитного пространства с Евросоюзом от Лиссабона до Владивостока. Об этом на прошедшей в Минске международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы развития в контексте формирования Единого экономического пространства» сообщил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир ГОШИН.

Данная идея предусматривает использование при перемещении товаров единой таможенной документации на территории двух союзов, чтобы исключить переоформление документов на границе ТС/ЕС. При этом таможенную систему ТС придется унифицировать с той, которая действует в Евросоюзе, что предполагает присоединение стран «тройки» к ряду европейских соглашений.

Одно из них — Конвенция об общей транзитной процедуре от 1987 г., которая сегодня распространяется на членов Евросоюза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Этот документ содержит сбалансированную, тщательно и детально прописанную систему правовых норм, регулирующих таможенную сферу транзитных перевозок товаров стран — участниц Конвенции, с одной стороны, и товаров третьих стран — с другой. Здесь определены принципы сотрудничества таможенных служб европейских государств, предполагающие максимально полное взаимодействие и взаимопомощь, а также ряд оговорок и исключений. Например, если оказание содействия несет в себе угрозу публичным или коммерческим интересам, то в таком случае возможен мотивированный отказ в помощи. Также четко прослеживается принцип взаимности. Например, если одна таможенная служба обращается к другой с запросом о помощи, которую она сама не может или не вправе оказать, то это обстоятельство должно быть отражено в запросе. В таком случае оказание помощи остается на усмотрение таможенной службы, к которой обращен запрос.

Впрочем, такие ограничения не касаются сотрудничества таможенных служб по ведению таможенной статистики зафиксированных при транзите нарушений, возникшей из-за них задолженности и ее взыскания. Компетентные органы заинтересованных стран предоставляют друг другу всю имеющуюся в их распоряжении информацию, важную для подтверждения надлежащего применения Конвенции.

Выполнение Конвенции контролирует смешанный комитет, который также вправе принимать решения о приглашении к присоединению к Конвенции третьих стран. После получения соответствующего приглашения страна должна принять на себя обязательства по выполнению требований Конвенции, рекомендаций и решений ее управляющего органа.

Европейский порядок транспортировки грузов регламентирует также Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами от 1987 г., которой введен единый административный документ SAD (Single Аdministrative Document), используемый при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом и транзитом, независимо от вида и происхождения товаров. SAD — это стандартная форма таможенной декларации, заменившая национальные экспортные и импортные таможенные декларации и содержащая полную информацию о товаре и способах его транспортировки, сведения об отправителе и получателе товара, а также банковские, налоговые и страховые данные. Отметим, что ответственность лиц, подавших SAD, наступает в соответствии с законодательством той страны или ЕС, таможенным органам которых была подана декларация.

По мнению В.Гошина, унификация таможенных правил перемещения товаров в ТС и ЕС принесет существенный экономический эффект. По данным ЕЭК ООН, сокращение срока экспортно-импортных операций на 1 день приводит к росту международной торговли на 4%, а замедление — соответствующим падением, причем весьма ощутимым в случае, например, торговли скоропортящейся сельхозпродукцией. В ТС осознают необходимость совершенствования таможенных механизмов, в т.ч. путем их унификации с правилами торговых партнеров. Главный из них на западном направлении — Евросоюз — вряд ли ответит нам взаимностью, во всяком случае в краткосрочном периоде. В Брюсселе пока не считают ТС равноценным политическим и экономическим партнером. А потому отношения строятся с входящими в ЕС странами по отдельности.

На такой подход обратил внимание, выступая на минской конференции, национальный эксперт региона Восточного партнерства, России и Центральной Азии Генерального директората Европейской комиссии по налогообложению и таможенному союзу Дариуш Венцель. Сегодня имеется программа стратегического партнерства по таможенному взаимодействию со странами Восточного региона, которая действует в отношениях с Россией, Украиной и Молдовой. О желании участвовать в ней Еврокомиссию известила и Беларусь. Если в Брюсселе примут положительное решение по стратегическому партнерству с нашей страной в таможенной сфере, то будет учреждена рабочая группа ЕС–Беларусь, которая обсудит все аспекты двухстороннего таможенного взаимодействия, включая вопрос транзита.

Иван МИХАЛЕВИЧ