Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контуры бюджета-2004 прорисовываются

Правительство намерено взять курс пусть на небольшое, но все же снижение налоговой нагрузки, сделать консолидированный бюджет бездефицитным и не "разогревать" отечественную экономику кредитами Нацбанка правительству. При этом социальная направленност...
Правительство намерено взять курс пусть на небольшое, но все же снижение налоговой нагрузки, сделать консолидированный бюджет бездефицитным и не "разогревать" отечественную экономику кредитами Нацбанка правительству. При этом социальная направленность главного финансового плана государства сохранится. Таковы основные направления бюджетно-налоговой политики на 2004г., одобренные на прошлой неделе президиумом Совета Министров.

Напомним, что президиум Совмина первый раз рассматривал этот вопрос две недели назад (см. "НЭГ", N 50 за 2003г.), когда председательствовал на заседании еще Геннадий Новицкий. Объявленные тогда основные направления бюджетно-налоговой политики существенных изменений не претерпели.

С 20% до 18% планируется уменьшить ставку НДС, с 4,5% до 3,4% снизить общую ставку налогов из выручки от реализации. В частности, сбор для поддержки производителей сельхозпродукции и продовольствия, который полностью поступает в республиканский бюджет, составит 1,5% (2% в этом году); целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, -- 0,75% (1% в 2003г.), налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды -- тоже 0,75% вместо нынешнего 1% и целевой сбор на формирование жилищно-инвестиционных фондов -- 0,4% вместо сегодняшних 0,5%.

Ограничивая самодеятельность местных властей, документ предлагает определить исчерпывающий закрытый перечень местных налогов и сборов, установить конкретный состав плательщиков, объектов обложения, налоговой базы по каждому из них. Предельная налоговая ставка по местным целевым сборам будет установлена в размере 4% (сегодня 5%) от суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На введение в течение бюджетного года новых обязательных изъятий, изменение ставок предлагается установить мораторий.

Правительство рассчитывает, что уровень изъятия в консолидированный бюджет по сравнению с 2002г. снизится на 1,8 процентного пункта ВВП.

Неудачный опыт этого года (при плане 430 млрд. руб. более-менее реально можно рассчитывать на 26 млрд. руб.) подвигнул запланировать доходы от приватизации в небольшом объеме -- всего лишь 30 млрд. руб. Все это, разумеется, снизит объем доходов.

По прогнозам специалистов, потери бюджета превысят 800 млн. руб. Компенсировать их правительство рассчитывает, "укрупнив отдельные группы подакцизных товаров с одновременным увеличением размера ставок акцизов на них", в т.ч. увеличив ставки акцизов на водку белую с 3,9 ЕUR до 4,4 ЕUR. Кроме того, правительство рассчитывает, что в 2004г. увеличатся поступления по налогу на прибыль, для чего предполагается принять "комплекс мероприятий". К примеру, повышенные отчисления в инновационные фонды в 2004г. не будут относиться на себестоимость (данное предложение "прошло", несмотря на возражения Минпрома), в результате чего она уменьшится, а прибыль увеличится.

Традиционную социальную направленность бюджетных расходов по сравнению с текущим и прошлыми годами менять не предполагается -- 46,4% в расходах консолидированного бюджета придется на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, денежных компенсаций. Заработная плата бюджетников должна будет вырасти до 145 USD в эквиваленте, среднемесячная зарплата по всему отечественному хозяйству -- до 150 USD. И без того небольшие капитальные затраты в результате расставленных приоритетов уменьшатся. По мнению разработчиков документа, это "затруднит достижение плановых параметров экономического роста, снизит возможности бюджета по стимулированию отраслей реального сектора экономики". В то же время именно такой уровень доходов населения предусмотрен в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг.

Предполагается существенное изменение в 2004г. структуры источников финансирования программы жилищного строительства. Из их числа исчезнут целевые кредиты Национального банка правительству, которые вызывали массу нареканий, как источники раскручивания инфляции. Их место в 2004г. должны занять собственные кредитные ресурсы банков и бюджетные ассигнования (в основном, средства местных жилищно-инвестиционных фондов).

Рациональным можно считать предусматриваемый документом подход к финансированию сельского хозяйства. Предлагается не менее половины средств фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, аккумулируемых в республиканском бюджете, выделять "на продукцию" (т.е. как надбавку к закупочной цене), с тем чтобы поддерживать сильных, а не слабых, и тем самым повысить эффективность использования бюджетных средств.

Предполагается, что в 2004г. население будет оплачивать 60% затрат ЖКХ, а тарифы на их услуги вырастут в среднем на 40% (номинально) к уровню этого года.

Валентина ВЕШТОРТ