Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Бюджет
14.08.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОНТУР БЮДЖЕТА - 2016:

На следующий год снова планируется профицит республиканского бюджета на 2016 г. — 19,7 трлн. Br. Это не значит, что доходы будут столь велики, что мы не успеем все потратить. Напротив, государство намерено собрать как можно больше и экономить, на чем удастся, чтобы иметь возможность рассчитаться с внешними и внутренними долгами и выполнить гарантии по обязательствам госпредприятий.

социальный снаружи, долговой внутри

На следующий год снова планируется профицит республиканского бюджета на 2016 г. — 19,7 трлн. Br. Это не значит, что доходы будут столь велики, что мы не успеем все потратить. Напротив, государство намерено собрать как можно больше и экономить, на чем удастся, чтобы иметь возможность рассчитаться с внешними и внутренними долгами и выполнить гарантии по обязательствам госпредприятий.

Поэтому не приходится надеяться на снижение налоговой нагрузки. Она в следующем году в лучшем случае останется на уровне 2015 г.: по официальным данным — 26,4%.

Об основных изменениях в налоговой политике в 2016 г. мы уже рассказывали (см. «ЭГ» № 56, 58). При этом ставки налогов, установленные в белорусских рублях, будут проиндексированы на уровень инфляции, а размер базовой величины увеличен до 210 тыс. Br. Ставку вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения предлагается увеличить до 60 EUR/т при одновременном снижении с 75 до 50% отчислений части прибыли (дохода), перечисляемой в бюджет ОАО «Беларуськалий». Сохранение ставок основных налогов отчасти планируется компенсировать введением дополнительных объектов обложения госпошлиной и увеличения отдельных ставок госпошлины.

В 2016 г. сохраняются права по увеличению местными Советами депутатов ставок налогов на собственность до 2,5 раза. Дополнительные поступления этих налогов в местные бюджеты оцениваются в объеме от 3,9 трлн. Br (при среднесложившихся ставках) и до 6,7 трлн. (при максимальных ставках). При этом доходы местных бюджетов на 2016 год определены в сумме 139,5 трлн. Br, расходы — 139,9 трлн. (прирост к уровню 2015 г. на 9,7 и 7,7%).

Власти надеются получить в казну вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, зачисляемые в соответствии с белорусско-российским соглашением в сумме 1,49 млрд. USD при цене нефти 70 USD/барр. В реальности этот источник может оказаться весьма ненадежным — сегодня нефть дешевле 50 USD/барр., и все больше аналитиков сходятся во мнении, что в следующем году ее роста не произойдет. Тем не менее в проекте доходы республиканского бюджета на 2016 г. определены в сумме 181 трлн. Br, или с ростом к ожидаемому исполнению 2015 г. на 10,9%, а без учета вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты — 156,4 трлн. (рост на 8,5%). Общий объем доходов государственных целевых бюджетных фондов в 2016 г. составит 6,5 трлн. Br.

Не налогом единым

О планах властей по эффективности использования государственных активов наглядно говорят цифры. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, должны увеличиться всего на 7,4% по сравнению с запланированным на 2015 г. уровнем — до 13,85 трлн. Br. При этом дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале сократятся на 9% — до 10,2 трлн., тогда как из них доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений вырастут на 13,4% (2,95 трлн.). Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности должны вырасти на 1/3 — до 818,1 млрд. Br.

Столь же ясно можно судить о реальности. В 2016 г. предполагается рост доходов от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства, в 1,5 раза к запланированному на т.г. уровню (504,8 млрд.), а штрафов — на 23,2% — до почти 1,1 трлн. Br.

Ни в чем

не отказывая

В свою очередь, расходы республиканского бюджета запланированы в сумме 161,3 трлн. Br (на 5,5% больше, чем ожидается в т.г.). Структура расходов республиканского бюджета сохраняется: основную долю в ней занимают дотации и субвенции бюджетам областей (20,5%), расходы на национальную экономику (16,3%), национальную оборону, судебную власть и правоохранительную деятельность (16,2%), на обслуживание госдолга (11,1%), социальную политику (10,2%), образование (5,2%), здравоохранение (4,4%). В составе практически всех расходов бюджета значительный объем составляют расходы на оплату труда. Согласно прогнозу социально-экономического развития номинальная зарплата при благоприятном сценарии в среднем по республике должна вырасти на 16,5%, у бюджетников — на 19%, при неблагоприятном — на 14,3 и 17,2%.

Разумеется, в 2016 г. предусматривается обеспечить в полном объеме расходы на выплату государственных пособий и пенсий. Для возмещения данных расходов Фонд социальной защиты получит из республиканского бюджета субвенции в общей сумме 5,7 трлн. Br (с ростом к ожидаемой оценке в 1,4 раза). Кроме того, для дополнительной поддержки семей, воспитывающих детей, в расходах на социальную политику предусматриваются 2 трлн. Br на формирование «семейного капитала» за счет средств фонда национального развития.

На финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности планируется выделить 3,3 трлн. Br (в т.ч. 1 трлн. — из централизованного инновационного фонда), что в 1,6 раза больше, чем в т.г.

Расходы на агропромышленный комплекс составит 9,9 трлн. Br (в т.ч. 6,8 трлн. — на возмещение (компенсацию) процентов по кредитам). Господдержка для реализации новых мероприятий и инвестиционных проектов будет осуществляться исключительно в рамках государственных программ путем предоставления кредитов Банком развития. Кроме того, придется выполнять обязательства бюджета по оказанию господдержки в виде компенсации процентов по кредитам банков по уже начатым инвестпроектам — в размере 12,5 трлн. Br (в т.ч. на поддержку АПК — 6,8 трлн.). На поддержку экспорта, прежде всего, на цели диверсификации рынков сбыта, расширения географии поставок выделяется 2 трлн. Br, на финансирование Государственной инвестиционной программы — 4,2 трлн.

Кроме бюджетного финансирования, реализацию инвестиционных проектов предусматривается осуществлять также за счет китайских кредитов. Расходы на финансирование энергетической инфраструктуры к районам жилой застройки сохранены на уровне 2015 г. в объеме 1,8 трлн. Br, из которых 0,4 трлн. предполагается получить за счет кредитов Банка развития.

В 2016 г. объем республиканского дорожного фонда составит 5 трлн. Br (с ростом на 7,5% к т.г.), в т.ч. за счет доходов республиканского дорожного фонда — 3,5 трлн. Для поддержки кредитования жилищного строительства в банковские вклады (депозиты) банков будут размещены остатки средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 3 трлн. Br. Также для кредитования жилищного строительства будут направлены средства, полученные банками от возвратов ранее выданных населению кредитов на жилье (около 1,5 трлн. Br). Дополнительно банкам самостоятельно необходимо изыскать на эти цели около 3 трлн. Br с последующей компенсацией из бюджета процентов по таким кредитам. Общий объем средств на эти компенсации в республиканском бюджете на 2016 г. предусматривается 4,7 трлн. Br.

Бремя долгов

В 2016 г. погашение государственного долга составит 2,3 млрд. USD, в т.ч. внутреннее — 1,3 млрд. USD, внешнее — 1 млрд. USD. Данные платежи будут покрыты на паритетной основе за счет недолговых источников — поступлений от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, формирующих профицит бюджета (1,2 млрд. USD), государственных займов (1,1 млрд.). В 2016 г. правительство надеется привлечь два транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития в общей сумме 600 млн. USD. Кроме того, планируется выпустить валютные государственные облигации на внутреннем финансовом рынке на 750 млн. USD.

В рамках выполнения гарантийных обязательств правительства по погашению и обслуживанию кредитов запланировано 7,7 трлн. Br, в т.ч. по исполнению обязательств перед отечественными банками — 7 трлн. Br, по внешним кредитам — 0,7 трлн.

На обслуживание государственного долга потребуется 17,9 трлн. Br, в т.ч. на погашение внутреннего госдолга в части государственных ценных бумаг — 5,7 трлн. Платежи по обслуживанию внешнего государственного долга составят в 2016 г. 737,7 млн. USD (12,2 трлн. Br).

Дотации областным бюджетам в 2016 г. составят 25 трлн. Br (на 10,6% больше, чем в т.г.), субвенции — 7,3 трлн. В целях снижения долговой нагрузки на местные бюджеты, обусловленной наступлением пиковых платежей по погашению облигаций местных займов, законопроектом на 2016 г. предусмотрены субвенции на погашение долга органов местного управления и самоуправления в сумме 729,7 млрд. Br на основе равнодолевого участия средств республиканского и местных бюджетов.

Таким образом, бюджет — 2016 складывается под влиянием двух тенденций: необходимость погашения прежних долгов и желание сохранить по мере возможности социальные гарантии и господдержку экономики, без которой ее рост при нынешней социально-экономической модели невозможен. Для этого придется делать новые заимствования и сохранять (а то и увеличивать) налоговую нагрузку.

Отдел финансов «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений