$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КОНТРОЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ ЗНАКОМ©

03.06.2014

 

В последнее время некоторые наши читатели столкнулись с очередной проблемой: инспекции МНС не принимают у них заявления для получения контрольных идентификационных знаков без согласования с Минторгом. При этом никто не может сказать, на основании какого акта законодательства применяется такое требование. О правомерности данной ситуации рассказывает юрист Юрий ВЕРЕМЕЙКО.

В соответствии с подп. 1.1 Указа от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» товары, включенные в перечень, утверждаемый Совмином, подлежат маркировке контрольными (идентификационными) знаками. Такой перечень утвержден постановлением Совмина от 29.07.2011 № 1030. При этом запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории РБ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без таких знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утв. постановлением МНС от 9.08.2011 № 32 (далее — Инструкция), реализация контрольных знаков осуществляется Минфином путем выдачи контрольных знаков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям РУП «Издательство «Белбланкавыд» на основании заявок инспекций МНС, размещаемых в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее — ЭБД). Минфин организует изготовление и выдачу юридическому лицу или ИП контрольных знаков в количестве, указанном в размещенной в ЭБД заявке ИМНС, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с даты размещения заявки в ЭБД.

В п. 5 Инструкции указано, что для размещения заявки на реализацию контрольных знаков в ЭБД юридические лица и ИП представляют в ИМНС заявление установленной формы о приобретении контрольных знаков в 2 экземплярах и документы, предусмотренные законодательством об административных процедурах, осуществляемых налоговыми органами. Для составления заявления используется информация о кодах видов контрольных знаков (в т.ч. отдельно для контрольных знаков, которыми маркируются товары отечественного производства и ввозимые на территорию РБ), доводимая до сведения юридических лиц и ИП путем размещения на информационных стендах в помещениях ИМНС и сети Интернет по адресу: http://blank.bisc.by. Первый экземпляр заявления остается в налоговой инспекции, второй — в день поступления возвращается юридическому лицу или ИП с отметкой инспекции МНС о регистрации заявления (отметка включает указание на номер и дату регистрации).

Административное решение о размещении в ЭБД заявки на реализацию контрольных знаков, согласно п. 7 Инструкции, принимается путем проставления на первом экземпляре заявления соответствующей отметки, заверяемой начальником (заместителем начальника) ИМНС, с указанием даты заверения с одновременным размещением заявки на реализацию контрольных знаков в ЭБД. Эти действия регламентированы подп. 24.10 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156. В нем перечислены документы, которые заявитель обязан представить для размещения в ЭБД заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков, в т.ч.:

* заявление;

* расчет суммы, вносимой в оплату стоимости контрольных знаков;

* копия платежной инструкции с отметкой банка об исполнении на внесение платежа в оплату стоимости контрольных знаков в доход республиканского бюджета и (или) банковская гарантия, обеспечивающая оплату юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем стоимости контрольных знаков, на срок до 30 календарных дней, исчисляемых со дня их выдачи;

* оригинал и копия инвентаризационной описи (при подаче заявки на реализацию контрольных (идентификационных) знаков для маркировки остатков товаров).

В соответствии с Законом от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» законодательными актами, постановлениями Совмина определяются исчерпывающие перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур. То есть орган, осуществляющий административную процедуру, не вправе требовать какие-либо иные документы, помимо тех, которые предусмотрены законодательством, регулирующим вопросы осуществления административных процедур.

Необходимость получения каких-либо разрешений на импорт товаров в РБ может быть обусловлена только мерами нетарифного регулирования, установленными в соответствии с законодательством. Однако процедура маркировки товаров контрольными знаками к таковым не относится, а потому использовать ее для ограничения импорта просто неправомерно.

Согласно подп. 1.17 ст. 1 Закона от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Закон) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.

В частности, согласно ст. 13 Закона внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 13, а также ст.ст. 19, 24 и 32 Закона. В п. 2 ст. 13 определено, что Президент или по его поручению правительство могут устанавливать:

– временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РБ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РБ. Перечень таких товаров определяется Президентом или по его поручению правительством;

– ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РБ в любом виде, если необходимо достичь определенных целей, предусмотренных этим пунктом.

Согласно ст. 19 Закона независимо от положений его главы 3 «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами» в целях защиты экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами могут применяться меры по ограничению их импорта посредством введения антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер в соответствии с законодательством. Также согласно ст. 24 Закона независимо от положений главы 3 в соответствии с международными договорами РБ, законами и актами Президента исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды и других целей, предусмотренных Законом.

Наконец, в ст. 32 Закона указано, что Президент или по его поручению правительство могут ввести ограничения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности в качестве ответных мер в области внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности по отношению к иностранному государству.

Таким образом, ни один из приведенных примеров нетарифных мер не предусматривает использование для такого регулирования контрольных знаков. Интересно, известно ли это некоторым чиновникам?