$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Контролеры знают как снизить затраты ЖКХ

30.07.2017

Фото: Комитет государственного контроля Республики БеларусьКомитет госконтроля на коллегии 26 июля определены основные направления снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги.

Коллегия Комитета государственного контроля, прошедшая сегодня под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова, рассмотрела результаты контрольно-аналитических мероприятий по вопросу обоснованности формирования затрат на жилищно-коммунальные услуги для населения с целью выявления резервов по их снижению. Коллегия проводилась по поручению Президента страны с участием руководителей профильных министерств и ведомств, а также председателей облисполкомов и Мингорисполкома.

В прошлом году государственные контролеры изучили вопросы формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг. По итогам проверок Комитет госконтроля внес ряд предложений по снижению затрат на их оказание, реализация которых позволила снизить в 2016 году затраты организаций ЖКХ на 16,5% (была получена экономия в размере 267 млн. BYN).

В апреле т.г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию глава государства поручил Комитету госконтроля повторно провести анализ обоснованности формирования затрат на жилищно-коммунальные услуги в целях выявления резервов по их снижению.

В ходе проведенных в нынешнем году проверок установлены недостатки и нарушения. По результатам проведенной работы Комитетом госконтроля определены следующие основные направления снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги.

1. Повышение эффективности работы энергетического и водопроводного хозяйства.

В структуре платежей за жилищно-коммунальные услуги в зимний период в среднем 30,9% занимает плата за услугу теплоснабжения. В этой связи снижение себестоимости тепловой энергии является приоритетной задачей, выполнение которой в настоящее время обеспечивается не в полной мере. Так, требует решения вопрос имеющегося дисбаланса мощностей котельных и присоединенных к ним нагрузок. Всего в стране 310 котельных, мощность которых значительно превышает присоединенную нагрузку. На отдельных котельных в областях себестоимость теплоэнергии в 3–6 раз превышает среднюю по системе ЖКХ. В связи с этим предлагается ликвидировать неэффективные котельные путем переключения нагрузок на другие теплоисточники или за счет децентрализации систем теплоснабжения.

2. Своевременный ремонт и замена сетей теплоснабжения.

Неудовлетворительное состояние теплосетей является основной причиной сверхнормативных потерь и увеличения затрат на услуги теплоснабжения. Например, в Гомельской, Минской и Витебской областях сверх нормативного срока службы (более 25 лет) эксплуатируются почти треть тепловых сетей. Но, несмотря на высокий износ, запланированные объемы замены сетей не выполняются.

Аналогичная ситуация и с заменой сетей водоснабжения и канализации, около трети которых превысили установленный срок службы. Это приводит к нерациональному и неэффективному использованию ресурсов. Так, потери в сетях водоснабжения в целом по стране в 2016 г. составили 18% при установленном Минжилкомхозом нормативе 12%. При этом по системе ЖКХ ежегодно осуществляется ремонт и замена не более одного процента таких сетей.

3. Повышение эффективности заготовки и использования местных видов топлива.

Проверками систематически устанавливаются факты использования на энергоисточниках переувлажненного древесного топлива (дрова и щепа), что приводит к повышению его удельных расходов до 65%, снижению коэффициента полезного действия котлов до 30% и соответственно к значительному увеличению затрат. При этом в отдельных котельных не используются навесы для хранения древесного топлива, дрова и щепа продолжает храниться под открытым небом.

4. Исключение фактов завышения себестоимости тепловой энергии по причине закупки топлива у посреднических структур, а также без проведения соответствующих конкурсных процедур.

Данные факты были установлены в ряде коммунальных организаций (например, в Брестском, Скидельском ЖКХ). Так, в одной из организаций ЖКХ Витебской области установлено, что руководитель преднамеренно с нарушением законодательства закупал топливную щепу у коммерческих структур по цене, которая была значительно выше, чем у лесхозов. Только по выявленным фактам было излишне израсходовано 467 тыс. BYN.

5. Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов и незаконное получение бюджетных средств.

Такие факты установлены в отдельных организациях ЖКХ Гомельской и Витебской областей.

6. Заготовка древесного сырья собственными силами предприятий ЖКХ.

Реализация этого предложения Комитета госконтроля позволит снизить не менее чем на 20% затраты на закупку дров. Данные расчеты подтверждает практический эксперимент, проведенный по инициативе Комитета госконтроля Могилевской области в Чаусском районе. Его суть заключалась в заготовке порубочных остатков (которые остались после заготовки древесины лесхозами) силами местного Жилкомхоза. По результатам эксперимента затраты на заготовку работниками коммунального хозяйства древесной щепы оказались в 1,5 раза ниже цены лесхоза.

7. Исключение случаев необоснованного отнесения на себестоимость услуг накладных расходов, превышающих нормативные.

Так, в г. Минске в 2016 г. по этой причине себестоимость услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда и лифта, а также по обращению с коммунальными отходами была завышена на 14 млн. BYN. Указанные нарушения также выявлены во всех областях.

8. Прекращение практики содержания непрофильных активов и выполнения работ не связанных с оказанием услуг ЖКХ не обеспеченных финансированием.

Несмотря на принятые на законодательном уровне решения, в регионах продолжается передача организациям ЖКХ непрофильных, как правило, неиспользуемых объектов без наличия финансирования для их содержания. Например, в 2016–2017 гг. организациям ЖКХ в г. Лунинце передан ремонтно-механический завод, в г. Барановичи и г. Ляховичи – здания столовых, в г. Петрикове – столярный цех, в г. Рогачеве – трансформаторные подстанции. Все эти объекты не имеют отношения к непосредственной деятельности ЖКХ, однако за траты на их содержание и эксплуатацию приходится оплачивать организациям жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, выявлены факты передачи организациям ЖКХ не только непрофильных объектов, но и убытков прошлых лет по этим объектам.

Также выявлены и другие резервы по снижению затрат в системе жилищно-коммунального хозяйства.

По итогам проведенных контрольных мероприятий Комитетом госконтроля разработан и предложен комплекс мер, реализация которых, по предварительным расчетам, позволит уменьшить годовые затраты на жилищно-коммунальные услуги на сумму около 220 млн. BYN и снизить их себестоимость на 7,3%.