$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Контроль за соблюдением техрегламентов: ЕЭК разработала общие принципы

27.03.2017

Распоряжением Коллегии ЕЭК от 14.03.2017 № 22, вступившим в силу с 14 марта 2017 г., одобрен проект Соглашения o принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (далее – Соглашение).

Документ направлен в государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для проведения внутригосударственного согласования.

Соглашение определяет принципы осуществления в государствах – членах Союза государственного контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов ЕАЭС (далее – госконтроль) в целях гармонизации законодательства в указанной сфере. При этом установлено, что соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) обязательных требований, установленных техрегламентами ЕАЭС в отношении продукции и (или) связанных с требованиями к продукции процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, подлежит госконтролю.

Среди принципов, на которых основан госконтроль за соблюдением требований техрегламентов ЕАЭС, выделим следующие:

– он должен осуществляться органами госконтроля (надзора) государств-членов, уполномоченными в соответствии с законодательством этих государств (далее – органы госконтроля), гласно и системно, с учетом презумпции добросовестности юридических лиц и ИП. При этом должностные лица органов госконтроля обязаны проявлять профессионализм и компетентность, объективность и беспристрастность, приоритетом для них должно быть предупреждение правонарушения перед наказанием;

– госконтроль направлен на обеспечение защиты прав потребителей;

– обязательным является соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и ИП, а также законности при назначении и проведении мероприятий по госконтролю, вынесении решений по их результатам;

– органы госконтроля должны быть независимы от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в т.ч. потребителей), а их финансирование – государственным;

– недопустимо совмещение органом госконтроля полномочий по госконтролю и по аккредитации.

Для оптимизации и повышения эффективности осуществления госконтроля (надзора) в государствах-членах необходимо применять риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление госконтроля на основе оценки риска нарушения требований, установленных техрегламентами ЕАЭС, по результатам которой осуществляется выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по госконтролю. При этом правила оценки риска определяются в соответствии с законодательством государств-членов.

При проведении мероприятий по госконтролю органы госконтроля не вправе требовать от юридического лица или ИП представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с законодательством государств-членов или которая может быть получена органами госконтроля из государственных информационных систем, реестров и регистров, сформированных и действующих в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством государств-членов.

Все исследования (испытания) и измерения в рамках госконтроля должны проводиться в собственных аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) органа госконтроля или в аккредитованных в соответствии с законодательством государств-членов испытательных лабораториях (центрах). Не допускается проведение исследований (испытаний) и измерений образцов продукции в испытательной лаборатории (центре), в которой данная продукция оценивалась (подтверждалась) на соответствие требованиям техрегламентов ЕАЭС.

Внеплановые проверки могут проводиться органами госконтроля в следующих случаях:

– получение органом госконтроля (надзора) информации от госорганов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), из СМИ и от граждан о нарушениях требований техрегламентов ЕАЭС;

– возникновение угрозы причинения и (или) причинение вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде. В этом случае органы госконтроля вправе незамедлительно приступить к проведению внеплановой проверки, уведомив об этом лицо, в отношении которого она проводится;

– по истечении установленного срока исполнения юридическими лицами и ИП ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований техрегламентов ЕАЭС;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством государств-членов.

В целях оперативного взаимодействия органов госконтроля и иных уполномоченных органов государств-членов с использованием интегрированной информационной системы Союза должно быть обеспечено функционирование системы информирования об опасной продукции.

Государствам – члены ЕАЭС предписано до 9 мая 2017 г. проинформировать ЕЭК о результатах проведения внутригосударственного согласования проекта Соглашения.

Автор публикации: Александр БОРИСОВ