Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
16.11.2012 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОНТРОЛЬ ЗА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ: НЕТ СЛУЧАЙНОГО ИНТЕРЕСА©

Эффективность работы всей отечественной экономики во многом зависит от успешной работы банковского сектора. Поэтому задача Комитета госконтроля — максимально упреждать и не допускать всевозможные нарушения и злоупотребления в банковской сфере. О том, как это осуществляется на практике, рассказывает начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета госконтроля Валентин ПОТАПОВИЧ.

Эффективность работы всей отечественной экономики во многом зависит от успешной работы банковского сектора. Поэтому задача Комитета госконтроля — максимально упреждать и не допускать всевозможные нарушения и злоупотребления в банковской сфере. О том, как это осуществляется на практике, рассказывает начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета госконтроля Валентин ПОТАПОВИЧ.

— Валентин Константинович, на что больше всего обращают внимание государственные контролеры в ходе проверок банковского сектора?

— В сфере внимания Комитета госконтроля находятся вопросы соблюдения банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, иной банковской деятельности, эффективного использования государственных ресурсов и имущества, кредитования государственных программ и мероприятий и др.

В текущем году проверялась работа ОАО «Приорбанк», «Белинвестбанк», «АСБ Беларусбанк», ЗАО «Трастбанк» и «Кредэксбанк». В настоящее время завершается проверка ОАО «Паритетбанк». При проверках банков, в уставном фонде которых преобладает государственная собственность, особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования финансовых ресурсов и имущества, работе дочерних организаций банков и т.д.

К примеру, при проверке ОАО «Белинвестбанк», в котором государству принадлежит 96% акций, были выявлены факты неэффективного использования денежных средств и имущества как самим банком, так и некоторыми его дочерними предприятиями. По итогам проверки внесены предложения по повышению роли и ответственности представителей государства в органах управления госбанками, оздоровлению и укреплению кадрового состава банка и др.

При проверках негосударственных банков мы прежде всего обращаем внимание на соблюдение ими норм безопасного функционирования, качества кредитного портфеля, законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, выполнение ими функций агентов валютного контроля. Напомню, что частные банки рискуют не только деньгами акционеров, но и своих вкладчиков. В условиях, когда государство гарантирует полное возмещение средств физических лиц в банках, контроль за их деятельностью со стороны КГК не случаен.

В ходе проверок как государственных, так и частных банков обнаружено, что порой ими в качестве обеспечения по кредитам в залог принималось имущество по завышенной стоимости. Не всегда проводился анализ платежеспособности заемщиков, правоспособности поручителей, устойчивости их финансового положения, перспектив возврата кредита. В ряде случаев банки с целью недопущения возникновения просроченной задолженности осуществляют выдачу новых кредитов, которые направляются кредитополучателями на погашение ранее полученных заимствований.

Есть вопросы и к работе служб внутреннего аудита банков, которые не уделяют достаточного внимания вопросам управления рисками, не проверяют обоснованность и законность принимаемых кредитными комитетами решений о выдаче кредитов, не анализируют качество управления банком, эффективность использования средств.

По итогам проверок соответствующие предложения направляются в Национальный банк и Правительство.

— После проверок каким-то образом отслеживаете, как исправляется ситуация по выявленным негативным фактам?

— Конечно, мы в обязательном порядке смотрим, какие меры принимаются банком по результатам проведенной нами проверки. Как правило, банки представляют план мероприятий по устранению выявленных нарушений, а если предложения вносились в Правительство и Нацбанк, то эти органы государственного управления информируют о принятых мерах.

К примеру, в августе т.г. изучение информации о принятых мерах по устранению недостатков и упущений в работе одного из госбанков показало, что его руководством не были приняты все надлежащие меры по пресечению негативных явлений в деятельности банка и повышению эффективности работы. О данной ситуации проинформирован Совет Министров. Вопрос остается на контроле у КГК.

— Контрольная работа строится только на проверочных мероприятиях или в арсенале специалистов Комитета госконтроля есть другие методы?

— Помимо проверок банков, осуществляется мониторинг их деятельности, анализируется информация из различных источников. На постоянной основе производится анализ оперативной статистической информации по банковскому сектору (денежная масса, активы и пассивы банков, сведения об операциях с валютой, поступлении выручки от экспорта и др.), данных от ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» по итогам торгов валютой и др. Результаты используются для оценки выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, анализа ситуации на внутреннем валютном рынке, подготовки соответствующих предложений в Правительство и Нацбанк.

Проводится работа по анализу балансов банков, ежеквартально представляемых Национальным банком в Комитет госконтроля.

Например, недавно в одном из банков после проведенного нами анализа было установлено, что он вновь продолжил осуществлять с иностранными банками высокорискованные сделки с валютой в больших объемах. Это создает угрозу интересам вкладчиков банка, о чем был проинформирован Нацбанк. По итогам проведенного разбирательства установлено, что такие сделки осуществлялись фактически в целях сокрытия убытков. Национальным банком направлено в банк предписание о недопустимости подобного манипулирования с доходами и расходами.

Еще один пример. По результатам проведенного Комитетом госконтроля мониторинга одного из банков в октябре было внесено предложение об увеличении его уставного фонда не за счет бюджетных средств, а в первую очередь за счет прибыли банка.

— Вам приходится тесно сотрудничать с Национальным банком. В чем проявляется его взаимодействие с Комитетом госконтроля по организации контроля за банками?

— Поскольку Национальный банк — регулятор работы банковской системы, совместная работа с ним проводится постоянно — как в проверочных мероприятиях, так и в законотворческой деятельности. Ежеквартально Комитет госконтроля участвует в расширенных Правлениях Нацбанка, на которых мы обращаем внимание руководителей банков страны на недостатки в их деятельности.

Кроме того, результаты проверок в ряде случаев мы обсуждаем совместно с Нацбанком. К примеру, в июле т.г. итоги проведенной Комитетом проверки ОАО «Белинвестбанк» были рассмотрены на Правлении Национального банка с участием заместителей премьер-министра и представителей Комитета госконтроля.

В октябре т.г. мы совместно с Нацбанком рассматривали вопросы взаимодействия при осуществлении проверок банков. Кстати, в I полугодии 2013 г. планируется совместно проверить три банка.

В рабочем порядке обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой Нацбанком нормативных актов. В частности, недавно совместно рассмотрены вопросы, связанные с контролем за соблюдением банками законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. Достигнута договоренность об участии специалистов Комитета госконтроля в проводимом Нацбанком мониторинге банков по данному вопросу. Принято участие в совещании в Нацбанке по разработке проекта указа Президента Республики Беларусь «Об отказе банков в осуществлении финансовых операций», целью которого является предоставление банкам права отказать участнику финансовой операции в ее осуществлении при наличии оснований полагать, что такая операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем. Принятие проекта указа позволит сократить объемы таких незаконных операций.

— Не секрет, что в ряде случаев банки не хотят по существу разбираться с обращениями граждан, а иногда — признавать свои ошибки. Как Комитет госконтроля защищает интересы населения во взаимоотношениях с банками?

— Действительно, такие факты имеют место. К примеру, в августе т.г. к нам обратилась гражданка, пожаловавшаяся на один из банков, который указал в ее кредитной истории сведения о непогашенной задолженности по кредиту, хотя тот был погашен в полном объеме. Несмотря на обращения женщины в банк, он продолжал настаивать на наличии у нее просроченной задолженности и требовал оплаты (что и было сделано).

После соответствующих разбирательств было установлено, что гражданка действительно досрочно погасила кредит, что не было учтено банком, который продолжал начислять проценты по кредиту. Это и стало причиной образования просроченной задолженности. После нашего вмешательства банк возвратил заявителю излишне начисленные проценты. В целях упреждения подобных ситуаций мы запросили соответствующую информацию в Нацбанке и в настоящее время изучаем все имеющиеся жалобы граждан по вопросам, связанным с формированием банками их кредитных историй.

Кроме того, в октябре текущего года на расширенном Правлении Нацбанка до сведения руководителей банков были доведены результаты работы Комитета госконтроля с населением. Приведены конкретные примеры недостатков работы отдельных банков с клиентами — физическими лицами. Следует отметить, что такая форма работы позволяет упреждать появление аналогичных случаев в банковской системе.


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by