Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
06.08.2013 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОНТРОЛЬ СИСТЕМ И ЛЮДЕЙ©

Итогом совещания по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и с экономическими преступлениями, проведенного 1 августа, могут стать рост числа проверок и увеличение санкций.

Итогом совещания по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и с экономическими преступлениями, проведенного 1 августа, могут стать рост числа проверок и увеличение санкций.

Главную проблему власти видят в лжепредпринимательстве, которое правоохранительные и контролирующие органы никак не могут полностью искоренить. По мнению Президента Александра Лукашенко, основу большинства преступлений в сфере налогообложения составляют сделки, совершенные с такими структурами. Только в 2012 г. экономика потеряла из-за них более 700 млрд. Br, а количество расследованных дел неуклонно падает. При этом лжепредпринимательские структуры зачастую выявляются лишь тогда, когда фиктивные операции уже завершены, а деньги обналичены. Но если непосредственных участников таких сделок ждет кара, то ни прокуратура, ни органы внутренних дел не дают правовую оценку чиновникам, зарегистрировавшим подставную фирму.

Но те могут напомнить в свое оправдание, что условия регистрации, установленные Декретом № 1, не требуют ни серьезной проверки документов заявителей, ни указания бенефициаров создаваемых фирм, ни минимальной суммы уставного фонда для ООО, ОДО и УП. Стремясь вскарабкаться повыше в рейтинге Doing Business, мы сами породили благоприятную среду для создания «однодневок», с которыми теперь отчаянно боремся. При этом нормы Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» позволяют только «бить по хвостам», причем не обязательно действительно виновным. Впрочем, пока «обналичка» выгодна, спрос на услуги «однодневок» останется.

Тем временем проверяющие жалуются на нехватку полномочий. Так, министр по налогам и сборам Владимир Полуян поднял вопрос о возврате возможности проведения внеплановых проверок по мере надобности без ограничений, налагаемых сегодня Указом от 16.10.2009 № 510. Это мешает налоговикам контролировать «подверженных особому риску уклонения от налогов» плательщиков. За 2 года с момента создания, в течение которых Указ № 510 запрещает проверять компании, некоторые из них успевают прокрутить определенные суммы и «раствориться», не уплатив налоги. В придачу иные инвесторы создают в республике предприятия и минимизируют до нуля налоги, выводя прибыль за рубеж. Поэтому Беларусь намерена активно включиться во всемирную борьбу с налоговыми оффшорными уклонистами, благо, союзниками здесь будут россияне, Евросоюз, ОЭСР и США, наперебой предлагающие меры и методы такой борьбы.

Планируется также усовершенствовать противодействие уклонению от уплаты долгов путем ложного банкротства. Размер просроченной кредиторской задолженности банкротов по стране уже превысил 18 трлн. Br. Между тем никто в Беларуси не занимается проверками для установления ложности, преднамеренности или сокрытия банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору.

Чтобы поставить заслон теневой рознице, планируется увеличить требования к кассовому оборудованию. Президент напомнил, что обеспечение за счет внедрения системы контроля даже 5-процентного повышения легального розничного товарооборота позволит увеличить ежегодные добровольные налоговые поступления в бюджет.

Напомним, что применение таких мер затруднено рядом обстоятельств технического характера (см. «ЭГ» № 45 за 26.06.2013 г.) и повлечет существенные затраты для бизнеса. Однако безусловное выполнение налоговых обязательств всеми субъектами хозяйствования кажется сегодня властям столь важной задачей, что иные достижения и декларации Директивы № 4 могут оказаться неактуальными.

Чтобы выявить такие проступки и наказать за них, соответствующим органам придется преодолевать «маленькую круговую поруку» на местном уровне, коррупцию и узковедомственные интересы, создающие обстановку, благоприятную для совершения правонарушений. В очередной раз чиновникам напомнили, по каким законам им следует жить. Можно ли пробудить внутреннюю убежденность у них во вредности коррупции? Ведь эта «страшная зараза» порождается в любой бюрократической системе, особенно административно-командной, неподконтрольной и неподотчетной гражданскому обществу. Все усилия по ее искоренению упираются в естественную мечту человека о личных выгодах. Вдобавок угроза наказания заставляет чиновников и руководителей госпредприятий не принимать никаких решений из страха, что любой просчет будет квалифицирован как преступление, особенно если где-то просматриваются интересы частного бизнеса. Но каждая сделка, где сторонами являются субъекты разных форм собственности, влечет извлечение прибыли, которое можно при желании счесть преступным «перетеканием денег из государственного кармана в личный». Тогда можно ставить крест на мечтах бизнес-сообщества о субконтрактации, частно-государственном партнерстве и т.п.: голова дороже прибыли. Да и откупаться дороговато будет — глава государства требует возмещать ущерб в 3–5-кратном размере.

«Можете управлять системой — управляйте, — заявил Президент. — Нет — будем думать: или новых людей привлекать, или систему менять».

Но тут возникнет следующая дилемма: где взять новых людей или впишутся ли нынешние в другую систему...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений