Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Транспорт
23.06.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Контроль санкционных товаров на границе с РФ

При въезде на территорию РФ с грузами, подлежащими быстрой порче, транспортные средства белорусских перевозчиков обязаны проходить фитосанитарный и ветеринарный контроль в пунктах предварительного уведомления (ППУ).

В каких случаях необходимо проходить ППУ на российской границе? Не противоречит ли наличие ППУ, осуществляющего проверку грузов таможенного союза (произведенных либо выпущенных в свободное обращение на территории Союза), Договору о Евразийском экономическом союзе?

Пункты предварительного уведомления организованы российской стороной на основании указов Президента РФ от 6.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (далее – Указ № 560) и от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». На ППУ осуществляется проверка на предмет выявления санкционных товаров с целью пресечения их ввоза на территорию РФ. Поэтому создание таких пунктов не является ветеринарно-санитарной мерой, применяемой в соответствии с Договором о ЕАЭС. Это одна специальная экономическая мера, введенная в России.

К примеру, в соответствии с должностными полномочиями сотрудники территориальных управлений Россельхознадзора на ППУ на российско-белорусском участке государственной границы осуществляют ветеринарный контроль при ввозе подконтрольных товаров в следующем порядке:

1) документальный контроль, включающий в себя проверку:

– документов, подтверждающих безопасность подконтрольных товаров;

– соответствия содержания выданных документов Единым ветеринарным требованиям;

2) физический контроль, включающий в себя:

– досмотр подконтрольных товаров на предмет выявления санкционных товаров с признаками перемаркировки и переупаковки с целью пресечения их ввоза на территорию РФ;

– проверку соответствия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах, и исключения совместного перемещения несовместимых товаров;

– контроль условий и режима перемещения (перевозки);

– контроль соответствия упаковки и маркировки установленным требованиям.

По результатам досмотра информация о грузе вносится в информационную систему «Аргус», на оборотной стороне ветеринарных сопроводительных документов проставляется штамп «груз учтен».

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (далее – Решение) фитосанитарные контрольные посты создаются в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС и в иных местах с учетом требований к их материально-техническому оснащению, утверждаемых Евразийской экономической комиссией.

Согласно подп. 3.2 Решения каждая партия подкарантинной продукции, перемещаемая с территории одного государства-члена, подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору). Согласно подп. 3.3 Решения процедура осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) предусматривает проведение таких контрольных мероприятий, как документальная проверка, осмотр и досмотр подконтрольной продукции.

Российские власти уверяют, что институт предварительного уведомления на российско-белорусском и российско-казахстанском участках государственной границы соответствует положениям ст. 29 Договора о ЕАЭС, предусматривающей исключение из порядка функционирования товаров Союза. Согласно п. 1 данной статьи государства – члены Союза во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения в случае, если такие ограничения необходимы, в т.ч. для безопасности государства – члена Союза.

Вышеизложенное означает, если применяемые меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли, мера, применяемая российской стороной в виде ППУ, не будет считаться противоречием Договора о Союзе.

По договору перевозки белорусскому транспортному предприятию в июне будет поручено осуществить автомобильную перевозку томатов из Беларуси в Россию.

Страна ввоза и происхождения груза – Турция. Предварительно до ввоза в РФ груз будет помещаться под таможенную процедуру выпуска в свободное обращение на одном из пунктов таможенного оформления, расположенных в г. Минске.

Разрешен ли ввоз данной категории товаров в РФ?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296 томаты свежие или охлажденные (код ТН ВЭД 0702 00) включены в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турция и которые запрещены с 1 января 2016 г. к ввозу в РФ.

Это означает, что при ввозе в РФ томатов свежих или охлажденных (код ТН ВЭД 0702 00) данная категория товаров будет подлежать задержанию как запрещенных к ввозу в РФ в пунктах предварительного уведомления при прохождении карантинного (фитосанитарного) контроля.

Белорусское транспортное предприятие рассматривает вопрос о заключении долгосрочных договоров перевозки с латвийской фирмой по доставке товаров (филе лосося атлантического, код ТН ВЭД 0304810000; страна происхождения ЕС) в Казахстан транзитом через Россию.

Не возникнет ли проблем у нашей транспортной компании при перевозке такого груза при его транзитной перевозке через территорию РФ?

В соответствии с Указом № 560 введен запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Королевство Норвегии. В перечень таких товаров постановлением Правительства РФ от 6.08.2014 № 560, среди прочего, включены рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 0301, 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308). Следовательно, филе лосося атлантического (код ТН ВЭД: 0304810000 страна происхождения ЕС) подпадает под категорию запрещенных к ввозу в РФ.

Поскольку запрет установлен на ввоз таких товаров в Россию, предположительно на транзит товаров через территорию РФ в Казахстан запрет не должен быть установлен. В любом случае решение о таком транзите данной категории товара будет приниматься органами ветеринарного контроля, выполняющего контрольные функции на границе.

В настоящее время на рассмотрение в Государственной Думе правительством РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о таможенном регулировании», направленный на противодействие сбыту в России санкционных товаров. В нем предусмотрено понятие «оборот товаров, запрещающий перевозку (транспортировку) санкционных товаров по территории Российской Федерации».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by