$

2.0584 руб.

2.2803 руб.

Р (100)

3.0864 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Контроль

Контроль налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ

10.11.2018
Контроль налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ
Фото: systemstv.ru

Больше всего споров в садоводческих товариществах связано с решениями, принятыми правлением или общим собранием. В органы местной власти, в различные министерства и ведомства поступают жалобы – на то, что установлены непомерно высокие членские  взносы, что «дачников» принуждают оплачивать электроэнергию за себя и соседей-неплательщиков. Есть претензии из-за шума и разбитых дорог к тем, кто занялся предпринимательской деятельностью (например, заготовкой пиломатериалов).

Куда следует обращаться, если ваши права ущемляются, или вы столкнулись с явным нарушением законодательства? Ответить на этот вопрос ЭГ попросила заместителя начальника инспекции МНС по г. Минску Ольгу Кишко.      

Управление в садоводческом товариществе осуществляется в соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Положение), и уставом.

Органами управления садоводческого товарищества являются общее собрание (собрание уполномоченных) и правление (п.п. 24, 25 Положения). В компетенцию общего собрания входит установление (изменение) размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов, а также порядок приема таких денежных средств (абз.12 ч. 1 п. 28 Положения).

Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия, которая  избирается из числа его членов (п. 51 Положения).

Ревизионная комиссия согласно п. 53 Положения должна проверять финансово-хозяйственную деятельность товарищества не реже одного раза в год и представлять общему собранию (собранию уполномоченных) отчет.

Споры между садоводческим товариществом и его членами, а также споры между наследниками о преимущественном праве на вступление в члены, споры имущественного характера решаются судом (п. 23 Положения).

В целом контроль за деятельностью садоводческих товариществ возложен, согласно п. 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в редакции Указа от 16.10.2017 № 376), на областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации

Для осуществления уставных целей садоводческое товарищество может заниматься предпринимательской деятельностью  (п. 12 Положения) с уплатой налогов в установленном законодательством порядке.

Налоговые органы применительно к деятельности садоводческих товариществ осуществляют исчисление имущественных налогов (земельного и налога на недвижимость) физическим лицам (членам садоводческих товариществ) и контроль за их уплатой в бюджет, а также – контроль за полнотой, своевременностью исчисления и уплатой в бюджет  налогов садоводческого товарищества (подоходного налога с доходов физических лиц, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, и, при условии осуществления предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения). 

Ежегодно не позднее 1 мая садоводческие товарищества представляют в налоговый орган по месту регистрации сведения о размерах земельных участков их членов и лицах, имеющих льготы по уплате земельного налога.

Члены садоводческого товарищества могут производить уплату земельного налога и налога на недвижимость как самостоятельно, так и путем внесения сумм в кассу садоводческого товарищества. Земельный налог и налог на недвижимость должен быть уплачен не позднее 15 ноября.

Суммы земельного налога, налога на недвижимость, принятые от  его членов, перечисляются садоводческими товариществами в бюджет с представлением в налоговый орган сведений о принятых суммах с приложением копий платежных инструкций об их перечислении. Срок представления указанных сведений – не позднее 16 ноября

Наряду с контролем за соблюдением налогового законодательства налоговые органы осуществляют проверку иного законодательства.

С 1 января 2018 года полномочия налоговых органов по контролю иного законодательства сокращены. Так, контроль за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений, за ведением кассовых операций, валютный контроль исключены из сфер контроля налоговых органов

Таким образом, в случае возникновения вопросов в части нарушений должностными лицами садоводческих товариществ законодательства о книге замечаний и предложений, порядка приема членских взносов и их расходования, порядка оплаты и возмещения расходов электроэнергии и водоснабжения, обращения с отходами, незаконности решений нелегитимного правления и других члены садоводческих товариществ имеют право обратиться в соответствующие областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Вместе с тем, если у вас есть достоверные данные, не требующие назначения и проведения проверки, по нарушениям законодательства о книге замечаний и предложений, порядка ведения кассовых операций либо по фактам незаконного принятия иностранной валюты в качестве платежного средства, то налоговым органом в соответствии с п. 26 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть начат административный  процесс.

Также налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами, в т.ч. на территории садоводческих товариществ.

При этом необходимо учитывать, что согласно нормам Указа Президента от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (с изменениями и дополнениями) физические лица вправе осуществлять отдельные виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, без регистрации в качестве предпринимателя, но при условии уплаты единого налога, в т.ч.:

- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов и др.

В настоящее время контрольная работа налоговых органов ориентирована в первую очередь на предупредительно – профилактический характер. Назначение внеплановых проверок,  возможно только при наличии у налогового органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства. При этом поручение на проведение проверки может быть дано, проверка может быть назначена Министром по налогам и сборам Республики Беларусь (его уполномоченным заместителем) при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих нарушения, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений.


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы