$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Контроль налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ

10.11.2018
Контроль налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ
Фото: systemstv.ru

Больше всего споров в садоводческих товариществах связано с решениями, принятыми правлением или общим собранием. В органы местной власти, в различные министерства и ведомства поступают жалобы – на то, что установлены непомерно высокие членские  взносы, что «дачников» принуждают оплачивать электроэнергию за себя и соседей-неплательщиков. Есть претензии из-за шума и разбитых дорог к тем, кто занялся предпринимательской деятельностью (например, заготовкой пиломатериалов).

Куда следует обращаться, если ваши права ущемляются, или вы столкнулись с явным нарушением законодательства? Ответить на этот вопрос ЭГ попросила заместителя начальника инспекции МНС по г. Минску Ольгу Кишко.      

Управление в садоводческом товариществе осуществляется в соответствии с Положением о садоводческом товариществе, утвержденном Указом Президента от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Положение), и уставом.

Органами управления садоводческого товарищества являются общее собрание (собрание уполномоченных) и правление (п.п. 24, 25 Положения). В компетенцию общего собрания входит установление (изменение) размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов, а также порядок приема таких денежных средств (абз.12 ч. 1 п. 28 Положения).

Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия, которая  избирается из числа его членов (п. 51 Положения).

Ревизионная комиссия согласно п. 53 Положения должна проверять финансово-хозяйственную деятельность товарищества не реже одного раза в год и представлять общему собранию (собранию уполномоченных) отчет.

Споры между садоводческим товариществом и его членами, а также споры между наследниками о преимущественном праве на вступление в члены, споры имущественного характера решаются судом (п. 23 Положения).

В целом контроль за деятельностью садоводческих товариществ возложен, согласно п. 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в редакции Указа от 16.10.2017 № 376), на областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации

Для осуществления уставных целей садоводческое товарищество может заниматься предпринимательской деятельностью  (п. 12 Положения) с уплатой налогов в установленном законодательством порядке.

Налоговые органы применительно к деятельности садоводческих товариществ осуществляют исчисление имущественных налогов (земельного и налога на недвижимость) физическим лицам (членам садоводческих товариществ) и контроль за их уплатой в бюджет, а также – контроль за полнотой, своевременностью исчисления и уплатой в бюджет  налогов садоводческого товарищества (подоходного налога с доходов физических лиц, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, и, при условии осуществления предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения). 

Ежегодно не позднее 1 мая садоводческие товарищества представляют в налоговый орган по месту регистрации сведения о размерах земельных участков их членов и лицах, имеющих льготы по уплате земельного налога.

Члены садоводческого товарищества могут производить уплату земельного налога и налога на недвижимость как самостоятельно, так и путем внесения сумм в кассу садоводческого товарищества. Земельный налог и налог на недвижимость должен быть уплачен не позднее 15 ноября.

Суммы земельного налога, налога на недвижимость, принятые от  его членов, перечисляются садоводческими товариществами в бюджет с представлением в налоговый орган сведений о принятых суммах с приложением копий платежных инструкций об их перечислении. Срок представления указанных сведений – не позднее 16 ноября

Наряду с контролем за соблюдением налогового законодательства налоговые органы осуществляют проверку иного законодательства.

С 1 января 2018 года полномочия налоговых органов по контролю иного законодательства сокращены. Так, контроль за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений, за ведением кассовых операций, валютный контроль исключены из сфер контроля налоговых органов

Таким образом, в случае возникновения вопросов в части нарушений должностными лицами садоводческих товариществ законодательства о книге замечаний и предложений, порядка приема членских взносов и их расходования, порядка оплаты и возмещения расходов электроэнергии и водоснабжения, обращения с отходами, незаконности решений нелегитимного правления и других члены садоводческих товариществ имеют право обратиться в соответствующие областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Вместе с тем, если у вас есть достоверные данные, не требующие назначения и проведения проверки, по нарушениям законодательства о книге замечаний и предложений, порядка ведения кассовых операций либо по фактам незаконного принятия иностранной валюты в качестве платежного средства, то налоговым органом в соответствии с п. 26 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть начат административный  процесс.

Также налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности, осуществляемой физическими лицами, в т.ч. на территории садоводческих товариществ.

При этом необходимо учитывать, что согласно нормам Указа Президента от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (с изменениями и дополнениями) физические лица вправе осуществлять отдельные виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской, без регистрации в качестве предпринимателя, но при условии уплаты единого налога, в т.ч.:

- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов и др.

В настоящее время контрольная работа налоговых органов ориентирована в первую очередь на предупредительно – профилактический характер. Назначение внеплановых проверок,  возможно только при наличии у налогового органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства. При этом поручение на проведение проверки может быть дано, проверка может быть назначена Министром по налогам и сборам Республики Беларусь (его уполномоченным заместителем) при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих нарушения, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений.