$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОНТРОЛЬ И АРЕНДУ - УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ, ИМУЩЕСТВО - ИСПОЛЬЗОВАТЬ©

27.03.2012

На очередном заседании Совета по развитию предпринимательства в Беларуси 22 марта были рассмотрены вопросы совершенствования контрольной деятельности, борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, а также изменения условий аренды и приватизации госсобственности. Многие предложения делового сообщества учтены в обсуждавшихся на заседании проектах нормативных документов. Осталось дождаться их принятия и оценить результаты на практике.

Проект указа об очередном совершенствовании контрольной и надзорной деятельности уже выносился на обсуждение летом 2011 г. Но за экономическими неурядицами проблемы проверок отошли на второй план и проекту не уделили должного внимания. Не до него было и властям — хотя согласно плану мероприятия по реализации положений Директивы № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, подготовка изменений в Указ от 16.10.2009 № 510 должна была завершиться еще во II квартале прошлого года. Между тем задача в Директиве № 4 была поставлена принципиальная: перевести контрольную деятельность преимущественно к мерам предупредительного и профилактического характера, направленным на предотвращение правонарушений со стороны бизнеса. Но вернуться к этой теме удалось лишь сейчас.

Многоликий контроль

Вместо новой редакции Указа № 510 теперь предлагается лишь внести изменения в действующий документ. Представляя проект, заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко выделил следующие ключевые нововведения.

Прежде всего планируется вывести из сферы регулирования Указа № 510 технические инспекции. Сегодня для проведения стандартных технических мероприятий соответствующим службам приходится в соответствии с Указом № 510 выписывать предписание и проводить полноценную проверку. Это не только затрудняет работу проверяющих, но и грозит нарушением техпроцессов. Поэтому правила в этой области придется изменить.

Другое новшество — введение мониторинга деятельности субъектов хозяйствования. Таковым будет считаться форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемого контролирующими органами для оперативной оценки состояния объектов и условий деятельности субъекта на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений. При этом мониторинг должен проводиться без использования полномочий, предоставленных контролерам для проведения проверок. При обнаружении в ходе мониторинга каких-либо нарушений будут даваться лишь рекомендации по их устранению, без привлечения к ответственности. Именно эту форму работы В.Каменко считает главной мерой по реализации положений Директивы № 4 о придании контрольной деятельности профилактического характера. Впрочем, профилактика не помешает контролерам через некоторое время «промониторить» выполнение рекомендаций или проверить их всерьез.

Отметим, что в случае, если выявленные нарушения создают угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, то проверяющим придется на месте принять необходимые меры, приостановив на определенный срок или даже запретив в особо опасных ситуациях деятельность субъекта, его отдельных цехов или оборудования и т.п. Будет внедряться и дистанционный мониторинг — с использованием Интернета, видео- и телекоммуникационных ресурсов дистанционного контроля (надзора). В.Каменко заверил, что речь не идет о тотальном подглядывании и прослушивании. По словам замминистра, технические средства планируется внедрять в особых случаях и лишь в отдельных отраслях с высоким риском криминогенности или уклонения от уплаты налогов. В качестве примера были приведены уже внедренные системы слежения за аппаратами по учету производства спирта и находящаяся на завершающей стадии разработки база данных контроля за игровыми автоматами. Планируется также установить специальные чипы во все кассовые аппараты, которые позволят налоговикам дистанционно считывать информацию об их оборотах, не проводя регулярные проверки КСА.

Сколько сил и средств потребуется для таких мероприятий, замминистра не уточнил. Вряд ли сегодня у государства найдутся для этого достаточные ресурсы. Впрочем, по примеру электронного декларирования подобные расходы могут переложить на плечи самих плательщиков.

Чек-листы, содержащие контрольный список вопросов, в рамках которых проводится проверка (субъект хозяйствования должен ответить на них не позднее 10 рабочих дней со дня получения), будут внедрены практически во всех ведомствах. Сейчас они применяются только в пяти, включая МНС и, по мнению замминистра, очень хорошо себя зарекомендовали. Планируется, что использование чек-листов позволит существенно сократить число проверок. Еще более серьезным рычагом снижения объемов контрольной деятельности должен стать пересмотр до 1.01.2014 г. технических нормативных правовых актов по каждой сфере надзора. В ходе этой кампании власти собираются отменить контроль там, где он стал излишним, или сократить его масштабы. Это, по словам В.Каменко, приведет к резкому снижению объемов контрольных мероприятий, уменьшению числа проверок и, возможно, к сокращению определенных контролирующих органов.

С другой стороны, изменится и подход к отбору проверяемых. Законопослушные субъекты хозяйствования, не имеющие нарушений и не зачисленные в высокую или среднюю группу риска, будут проверяться не чаще одного раза в 5 лет. При этом меняется и оценка рисков. В высокую группу планируется включить деятельность, связанную с разработкой и производством бланков строгой отчетности, а также наличие в течение календарного года сведений о нарушении земельного законодательства, в среднюю — охрану юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества), на осуществление которой не требуется лицензия, и деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы. Международные автомобильные грузоперевозки переносятся из высокой в среднюю группу риска, предусматриваются определенные уточнения в сферах строительства, здравоохранения и некоторых других.

Меньше —

не значит хуже

После отмены моратория количество проверок субъектов хозяйствования в 2010 г. по сравнению с 2008-м уменьшилось более чем наполовину. В 2011 г. их число снизилось еще на 35%, или на 81 тысячу, сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов КГК Данута Рыжикова. А планы на I полугодие 2012 г. существенно ниже прошлогодних. При этом оценка работы контролирующих и надзорных органов после принятия Указа № 510, проведенная КГК совместно с прокуратурой, показала, что эффективность контроля за эти годы не пострадала.

Число проверок, проводимых самим КГК в 2010 г., составляло 2,8%, в 2011-м — 2,6%. При этом комитет уже не столько проверяет субъекты хозяйствования, сколько защищает их, контролируя обоснованность проведения проверок остальными органами. Например, в прошлом году было проверено 33 госоргана, включая МЧС и Минприроды. В результате в 2011 г. в республике привлечено к ответственности 259 должностных лиц, виновных в нарушениях порядка назначения проверок. Д.Рыжикова отметила, что КГК часто стоит на стороне делового сообщества и при обсуждении изменений законодательства. Так, по инициативе комитета планируется установить, что ответственности за нарушения при назначении проверок подлежат должностные лица вне зависимости от того, имеются ли жалобы со стороны проверяемых (которые зачастую просто боятся жаловаться) или нет. При этом нарушения обнаруживаются работниками КГК в процессе изучения книг учета проверок организаций, которым они занимаются постоянно.

«Чужие»

сюда не попадут

Власти намерены учесть критику, которой подвергся проект указа о борьбе с фирмами-однодневками (см. «ЭГ» № 72 от 20.09.2011 г.). Напомним, что этим документом предусматривалось создание реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, в который должны включаться субъекты хозяйствования, признанные «лжепредпринимательскими». При этом часть предлагаемых для этого критериев выглядела весьма сомнительно, зато последствия включения в реестр могли оказаться катастрофическими. Любые сделки с такими субъектами объявлялись недействительными, даже если вторая сторона по сделке вела себя добросовестно.

По мнению В.Каменко, в новом варианте проекта все иначе. Во-первых, случайные фирмы лжепредпринимательскими не объявят. Для этого в ряде случаев предусмотрено предварительное предупреждение. Во-вторых, одного факта заключения сделки с недобросовестным субъектом будет недостаточно для признания ее недействительной. Правоохранительным органам придется доказывать, что целью заключения сделки было именно уклонение от уплаты налогов, а не вполне правомерная покупка или продажа товара. «Реестр станет справочным источником для проверки деловой репутации контрагента», — уверен замминистра. Он сообщил, что ежегодно МНС и другие госорганы выявляют 300–400 организаций, которые могут «претендовать» на место в реестре. При этом аргумент о том, что фирму-однодневку не стоит туда и включать, потому что она исчезает так же быстро, как появляется, по мнению В.Каменко, неверен: порой печати и бланки таких структур «всплывают» через несколько лет.

Пора делиться

Еще два проекта указов, связанных с арендой и распоряжение ум госсобственностью и находящихся на рассмотрении в Администрации Президента, представил начальник управления по распоряжению государственным имуществом Госкомимущества Беларуси Дмитрий Ядрищенский.

Главным новшеством изменений, планируемых в Указ Президента от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», несомненно, является отвязка размера арендной платы от базовой величины и определение ее на основе базовой арендной величины, которая будет определяться решением правительства и ежегодно корректироваться на уровень инфляции. Кроме того, проектом предусматривается отмена госрегулирования размера арендной платы на торговых местах частной формы собственности — в торговых центрах, на рынках и т.п.

В проекте сделана попытка решить проблему с желанием арендодателей повысить размер арендной платы в случаях, когда арендаторы производят существенное улучшение арендуемого имущества. Планируется внести уточнения и в порядок применения договорного коэффициента, являющегося составной частью формулы для расчета арендной платы.

Изменения в Указ от 14.09.2006 № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» призваны обеспечить реализацию указания главы государства по включению в текущем году в хозяйственный оборот всего неиспользуемого госимущества, упростив порядок распоряжения им. Для этого предлагается несколько мер, в т.ч. право выкупа имущества на льготных условиях, вплоть до 1 БВ, или получения бесплатно при реализации инвестпроектов. Кроме того, право принятия решения по распоряжению таким госимуществом будет дано в т.ч. и губернаторам областей, на территории которых оно находится.

Проектом предусматривается и первоочередное право выкупа арендуемого имущества арендатором, причем с рассрочкой до 5 лет. В то же время вводится ответственность для нерадивых новых собственников, которые приобретают имущество на льготных условиях, а потом не используют его.

Под занавес оказалось, что последний проект попал в Администрацию Президента без обсуждения с деловым сообществом. Такое нарушение норм Директивы № 4 вызвало возмущение некоторыхчастников. Поэтому было решено обратиться в правительство с просьбой отозвать данный документ и впредь подобных казусов не допускать.

Александр ГАНАГО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях