$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

КОНТРОЛЬ БЕЗ ГРАНИЦ©

23.07.2013

В центре внимания встречи министров финансов стран G-20, состоявшейся на прошлой неделе в Москве, было рассмотрение плана борьбы с уклонением от уплаты налогов. Мир ждет глобальный пересмотр соглашений об устранении двойного налогообложения, причем основной акцент планируется сделать на раскрытии информации.

Руководителей финансовых ведомств крупнейших стран мира и экспертов ОЭСР очень беспокоит сокрытие прибыли компаний: по подсчетам Tax Justice Network, в низконалоговых гаванях осело около 21 трлн. USD. Например, более 40% совокупной годовой прибыли 60 крупных американских компаний выведено из-под налогообложения в США. Неудивительно, что власти развитых стран в последние годы оказывают давление на оффшорные юрисдикции, требуя раскрывать налоговую информацию.

Еще в 2009 г. в модельной конвенции ОЭСР по налогам были ужесточены положения о раскрытии информации, появилось более 600 соглашений об обмене данными. Теперь ОЭСР рекомендует G-20 принять план из 15 шагов. В частности, до сентября 2014 г. предлагается ужесточить законодательство о контролируемых зарубежных компаниях; выявить вредные налоговые практики; разработать методологию создания базы данных по прибыли компаний. Затем до сентября 2015 г. должны быть разработаны рекомендации по раскрытию корпорациями схем агрессивного налогового планирования; ограничить размывание налоговой базы. При этом главная задача — сбор сведений о бизнесе. Странам рекомендовано перейти от обмена информацией по запросу к автоматическому обмену. По сути речь идет о массовом тиражировании Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), по которому власти США требуют данных о счетах американских налогоплательщиков за границей. ОЭСР рассчитывает, что компаниям придется раскрывать все схемы налогового планирования, вплоть до разбивки прибыли и уплаченных налогов по странам.

Также ОЭСР предлагает странам разработать или ужесточить правила налогообложения иностранных контролируемых компаний и применения трансфертных цен, а также привести в единый формат соглашения об избежании двойного налогообложения. Масштаб этой работы огромен: в мире действует около 4000 таких договоров, в т.ч. 65 — c участием Беларуси.

Специальные меры должны быть приняты против схем, позволяющих перекачивать деньги в низконалоговые юрисдикции под видом роялти. Для этого ОЭСР предлагает заблокировать перевод дорогостоящих нематериальных активов в оффшоры. Кроме того, планируется разрушить одну из основных схем налоговой минимизации — включение в холдинги компаний из стран, с которыми действуют наиболее выгодные соглашения об избежании двойного налогообложения, что позволяет «гонять» деньги из страны в оффшоры и обратно, например, под видом кредитов, с минимальными налоговыми издержками.

План ОЭСР позволит бороться с транзитными схемами: страна должна взыскивать налог, если конечный получатель не является ее резидентом, а вся прибыль уходит в оффшор. Сейчас такое условие есть лишь в некоторых налоговых соглашениях, а в многосторонних соглашениях оно может стать стандартным.

Обмен информацией позволит раскрывать сложные цепочки холдингов, выстроенные через несколько стран, а раскрытие данных о прибыли, полученной в каждой из стран, ударит по схемам экспорта сырьевых компаний, часть прибыли которых оседает в трейдинговых структурах в низконалоговых странах, например, в Швейцарии. Активный обмен информацией поможет налоговикам доказывать, кому на самом деле принадлежат иностранные компании, что не позволит применять льготы из соглашений. Под угрозой окажутся и схемы финансирования, например, будет проще применять правило «тонкой капитализации», вступившее в силу в Беларуси в текущем году. Впрочем, наши законодатели поступили весьма либерально, исключив из этого механизма НК в ст. 1311 банки, страховые компании и лизинговые компании. В ОЭСР же именно их считают одними из основных проводников вывода капиталов.

Впрочем, пока существуют риски бизнеса, потребность в оффшорах останется — если не для уклонения от уплаты налогов, то чтобы получить защиту международного права в станах, где есть угроза изъятия собственности и необъективности суда. Сохранятся и схемы налогового планирования, но они станут более сложными.

Вадим ЛЕБЕДЕВ