$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОНТРАТАКА НА ЦЕНЫ: ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

31.05.2011

Ситуация в экономике страны была в центре внимания как на совещании о текущей ситуации на потребительском и валютном рынках, проведенном Президентом Беларуси с правительством и Нацбанком, так и в парламенте. Все ветви власти сходятся в одном: положение требует срочных и экстраординарных мер.

Выступая на совещании, Президент Александр Лукашенко потребовал навести порядок на рынке — как по ассортименту, так и по ценам. «Всякий рост цен с сегодняшнего дня должен жесточайшим образом пресекаться», — распорядился глава государства. Только с разрешения премьер-министра и губернаторов возможна корректировка цен в сторону увеличения. «Но это нужно будет этим восьми человекам доказать», — заявил Президент. Он также потребовал в трехдневный срок навести порядок в ценообразовании и с ассортиментом товаров на полках магазинов. «Те руководители торговых предприятий, которые будут необоснованно вздымать цены и наживаться на сложившейся ситуации, будут привлекаться к жесточайшей ответственности от лишения лицензий до уголовных дел, — предупредил А.Лукашенко. — Контроль за исполнением этого поручения возложен на руководителей местных органов власти».

Президент призвал население прекратить ажиотажную скупку товаров: «... успокойтесь и покупайте по тем ценам, которые есть. Они и так уже запредельные. Им уже расти некуда».

НЕМАЛО вопросов к правительству накопилось у парламентариев. Почему отпущены на свободу цены без предварительной корректировки антимонопольного законодательства? Как будет развиваться ситуация на валютном рынке? Какие шаги планируется предпринять для защиты потребителей? И наконец, почему Совмин делает вид, что в стране ничего не происходит? Ответы на эти и другие вопросы пытались получить депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики на встрече с правительством, которая состоялась также 27 мая.

О валюте поговорить было не с кем — представители Нацбанка на встрече не присутствовали. Поскольку парламентариев беспокоит рост цен и дефицит ряда товаров в магазинах, то сложнее всего пришлось первому заместителю министра торговли Александру Забелло. По его словам, Минторг предпринимает необходимые меры для насыщения потребительского рынка товарами. На сегодняшний день заключены дополнительные соглашения с производителями продукции о ее поставках в торговую сеть.

Введение свободного ценообразования ни в коей степени не повлияло на рост торговых надбавок, убеждал присутствующих представитель Минторга. По продовольственным товарам до введения свободных цен средний размер торговой надбавки составлял 16%, сейчас — 16,4%, по непродовольственным — 23,2% и 22,5% соответственно. Рост цен произошел за счет формирования оптовых отпускных цен, в первую очередь по импорту или товарам, где присутствует импортная составляющая, подчеркнул А.Забелло. В целом же население скупает отдельные виды продукции не для потребления, а для накопления товарной массы из-за нестабильности курса национальной валюты.

Правда, заместитель министра экономики Андрей Тур привел иные данные. По его информации, многие организации, воспользовавшись ситуацией, стали «баловаться» торговыми надбавками. Например, в отдельных торговых точках «накрутка» на детскую обувь достигает 248%.

Впрочем, заметим, что в былые годы бухгалтеры и экономисты неплохо научились обосновывать любой рост цен соответствующими расчетами. А теперь и повода искать не надо – все можно списать на курс конвертации.

Еще одна серьезная причина роста цен — отсутствие конкуренции. Например, сегодня крупяные изделия в Беларусь ввозит около 40 компаний, из которых три занимают 80% рынка. «От того, как себя поведут в данной ситуации монополисты, зависит наличие этого товара, его стоимость», —сказал А.Забелло. Поэтому Минторг и Минэкономики работают над корректировкой антимонопольного законодательства, которое в России и Казахстане значительно жестче и эффективнее белорусского. В какой-то степени в этом оставании виновато Минэкономики, признал А.Тур. Но сейчас меры принимаются. По его словам, необходимо определить механизмы контроля и регулирования ценообразования, и усилить ответственность за нарушение этого порядка, но сделать это цивилизованно -- через антимонопольное законодательство. Готовится проект указа об ответственности за сговор и недобросовестную конкуренцию. Замминистра подчеркнул, что курс на либерализацию ценообразования, который предопределен Директивой № 4, никто отменять не собирается.

А.Тур признал, что ситуация в экономике Беларуси довольно сложная — девальвация спровоцировала инфляцию, и как поведет себя курс доллара дальше, пока непонятно. К концу года, «если ситуация на валютном рынке будет достаточно стабильной и курс будет колебаться, как прогнозирует Нацбанк», то, возможно, инфляция составит примерно 33-39%.

Вице-премьер Валерий Иванов, и многие руководители министерств акцентировали внимание на том, что сделано в стране для сокращения импорта и увеличения поставок продукции отечественного производства на внутренний рынок. В свою очередь, депутаты Палаты представителей отмечали нерасторопность заготовителей Белкоопсоюза и перерабатывающих предприятий. Если, например, в Столинском районе проблемы со сбытом огурцов по цене 3,5 тыс. Br, то почему в Минске их можно купить лишь по 12 тыс.? На этот вопрос Нины Кульша чиновники ответить не смогли. Депутат Анатолий Павлович в очередной раз безуспешно пытался выяснить, когда в Беларуси будут круглый год в продаже не импортные, а отечественные яблоки. Или почему опять дорожает сахар, которого в стране, как уверяет правительство, в избытке?

Пример нерационального использования бюджетных средств привел депутат Сергей Крыжевич. На реконструкцию Кировского консервного завода потратили 4 млрд. Br, а затем все работы свернули. Как объяснил заместитель председателя правления Белкоопсоюза Николай Чернушевич, сегодня действующие заводы загружены всего лишь на 60%, поэтому пока что не определились, что будут выпускать в Кировске. Заметим, такая непоследовательность при принятии управленческих решений дорого обходится республике.

На заседании прозвучала информация, которая успокоит тех, кто строит жилье. Как сообщил министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, никаких изменений по заключенным ранее договорам в первом полугодии не будет: «Кредитные ресурсы ограничены, они расписаны, договоры с банками и производителями работ заключены. С облисполкомами у нас жесткая договоренность: I полугодие -- никаких изменений. Мы полностью вводим то жилье, которое запланировали, с запланированными параметрами стоимости, чтобы люди не пошли за дополнительными кредитными ресурсами». Получить ответы на все вопросы парламентариям не удалось. Как, впрочем, и их избирателям. Поэтому в ходе встречи прозвучало пожелание, чтобы члены правительства постоянно выступали в СМИ, по телевидению с разъяснением ситуации в экономике и с информацией о том, какие меры принимаются для нормализации ситуации с валютой и обеспечением товарами народного потребления.

Первыми на распоряжения главы государства откликнулись столичные власти. В районные администрации Минска направлено письмо за подписью председателя Мингорисполкома Николая Ладутько с требованием «провести работу по снижению торговыми организациями всех форм собственности сложившегося уровня торговых надбавок не менее чем на 10%». В ближайшие дни будет проведен «сплошной мониторинг торговой сети города на предмет наличия полного ассортимента товаров». В случае, если будут установлены факты «сдерживания операторами поставок товаров в торговую сеть», к виновным будут приняты «меры воздействия в соответствии с законодательством».

Разумеется, все мы будем рады восстановлению изобилия в торговле и снижению цен. Но хотелось бы, чтобы инструменты для этого оставались в правовом поле. Ведь ни Директиву № 4, декларировавшую необходимость исключения вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности, ни Указ от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и ряд постановлений Совмина и Минэкономики, принятые в его развитие. С одной стороны, именно либерализация ценообразования позволяет сегодня субъектам хозяйствования гибко менять цены и, таким образом, компенсировать убытки, связанные с покупкой валюты. Иных источников нет: золотовалютные резервы на грани истощения, массовая приватизация не предвидится. Как заявил Президент страны, «мы должны из любой ситуации выходить сами. Если нам помогут антикризисные фонды - будет плюс, но рассчитывать надо на себя, тем более возможности для этого есть. Поставьте всех на военные рельсы… Не хватает БелАЗов — 28 часов работайте, не хватает обуви — 30 часов в сутки работайте, не хватает одежды -- 50 часов работайте, привлекая людей». Но с другой стороны, пока все издержки нынешней ситуации перекладываются на конечного потребителя – население. Пока незаметно, чтобы призывы бизнес-союзов к предпринимателям проявить социальную ответственность и сдерживать цены дали какой-то результат. Впрочем, не отстает и государство, повышая регулируемые им цены то на одни товары, то на другие: бензин, алкоголь, сигареты, сахар – причем на некоторые из них в то самое время, когда Президент требует не допускать подорожания, поскольку для этого нет оснований.

Анна РАДЮК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях