$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

Контракты без субконтрактора

18.04.2008

Бизнес России желает активно налаживать субконтрактные связи с белорусскими промышленными предприятиями. Такое заявление сделал президент ассоциации Национальное партнерство развития субконтрактации (Москва) Артем КИСЕЛЕВ, выступая в Минске на недавней отраслевой конференции. Как показало исследование «ЭГ», белорусские промышленники не столь оптимистичны относительно возможностей развития кооперации, причем не только с Россией, но и внутри Беларуси.

В середине 1990-х гг. прошлого века в процессе реорганизации предприятий возникло явление «обратной диверсификации» — освобождение от непрофильных производств и концентрация усилий на наиболее перспективных направлениях. Одной из проявлений этой тенденции стала субконтрактация — вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление какой-либо продукции в соответствии с заданными требованиями.

Применение такой стратегии имело целью сконцентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Преимущества субконтрактации для потребителя прежде всего связаны с более высокой эффективностью малого бизнеса, которая отражается в оптимальной цене поставляемых комплектующих из-за более узкой специализации производства, невысоких управленческих расходах, оперативности изменений.

Развитие механизмов взаимодействия малых организаций с крупными на основе субконтрактации предусмотрено в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг., а развитие центра субконтрактации — в госпрограммах поддержки малого бизнеса в нашей стране.

Однако стремление отладить субконтрактные отношения между организациями различных форм собственности пока не принесли должных результатов. Белорусские бизнес-союзы констатируют пассивность предприятий. База данных субконтрактных предложений Минского столичного союза предпринимателей и работодателей ежедневно пополняется 1-2 заказами в основном из России и Украины. Замдиректора регионального центра субконтрактации союза Эдуард Полуторов смог назвать не более 6 положительных примеров, когда белорусские предприятия наладили субконтрактные отношения с помощью этой базы. По его словам, крупные заводы не берутся за заказы, считая их незначительными по объему, а малые предприятия зачастую технически не готовы их выполнить. «Надо больше рекламировать субконтрактацию, лично обходить директоров и объяснять им, — считает Э.Полуторов. — В июне в Лиде проведем биржу субконтрактов, уже пригласили московских коллег. Возможно, тогда процесс пойдет активнее».

Пока же опыт проведения субконтрактных кооперационных бирж трудно назвать положительным. В октябре 2006 г. такое мероприятие было организовано БСПН им. Кунявского в Могилеве. Тогда за одним столом собрались представители госпредприятий, среднего и малого бизнеса. Участникам предоставили методические материалы-рекомендации по вопросам промышленной субконтрактации. Заявки по ней было предложено предавать в Могилевский центр поддержки предпринимательства и в столичный офис БСПН. Но с тех пор в Минск ни одно предложение не поступило. «Тогда представители крупных предприятий говорили: пожалуйста, мы готовы, приходите, работайте, — отметил председатель союза Георгий Бадей. — Я делаю выводы, что наш малый бизнес сегодня настолько слаб, что заявки крупных предприятий не в состоянии выполнить».

Слово промышленникам

В машиностроении производственная кооперация и устойчиво развитые субконтрактные отношения сформированы давно. Сейчас, к примеру, 70% комплектации МАЗа покупные. На одного работника конвейера завода работают 7-10 в смежных отраслях. Однако на Западе это соотношение гораздо выше.
 

Вы все еще занимаетесь тем, что другие умеют делать лучше?

Тогда вы — труп!

Ваша мумия будет долго служить пособием в бизнес-школах…

Кьелл НОРДСТРЕМ

По мнению руководителя одного из заводов, пожелавшего остаться неизвестным, субконтрактация тормозится боязнью директоров госпредприятий перед контролирующими органами. Последние зачастую с подозрением относятся к заказам, переданным на сторону, усматривая в них не столько производственную целесообразность, сколько попытку «обналички». Другой сдерживающий фактор — концентрация производства в рамках объединений. «Опасная тенденция, когда госпредприятия монополизируют производство и формируют политику в этом деле. Это полный возврат к социализму и застою», — полагает наш собеседник.

Как показала мировая практика, сотрудничество на основе субконтрактации выгодно. Крупным производителям проще и дешевле передать заказ на изготовление многих узлов и деталей малому предприятию, чем закупать и содержать для этого оборудование и кадры. Со своей стороны субконтракторы получают возможность загрузить свои производственные мощности. Льготные условия налогообложения и минимальные накладные издержки малого бизнеса снижают стоимость конечной продукции. Возможно ли такое у нас?

Например, Владимир Кульбенков, учредитель небольшого частного предприятия «Куво» (Могилев), одного из поставщиков МАЗа, уверен, что сотрудничество с крупным белорусским экспортером повышает статус его фирмы на внешних рынках, обеспечивает косвенную рекламу. Работа на экспорт задает тон в качестве, дисциплинирует. Выгодно сотрудничество и в финансовом плане: несмотря на невысокую рентабельность, доход обеспечивают стабильные заказы и расчеты.

Но опыт могилевчан — скорее исключение, чем правило. Другие директора и бизнесмены не столь оптимистичны. В способности малых предприятий производить конкурентный товар сомневается руководитель СООО «Дорэлектромаш» (Смолевичи) Юрий Тумаха: «Перепробовали большое количество заводов. Пришли к выводу, что лучше все делать самим. Могу назвать буквально пару частных заводов, с которыми приятно работать». Что касается возможности развития субконтрактных связей с россиянами, Ю.Тумаха полагает, что «можно говорить только о тех заводах, которые построены западными фирмами. Остальное — грустно смотреть. Тут Беларусь стоит даже на несколько ступенек выше».

Еще одно препятствие на пути развития субконтрактации — ценообразование. Как утверждает гендиректор ООО «Запагромаш» (Минск) Анатолий Федюкович, в ЕС заказать комплектующие дешевле, чем в нашей республике, где предприятия, в особенности государственные, включают в цену многочисленные сторонние расходы — соцкультбыт висит на них, численность рабочих, огромные помещения, с которых платятся налоги, и прочее. Заводы рады любому заказчику, но навешивают на него свои издержки, отметил он. Это делает цены совершенно неконкурентоспособными.

По признанию некоторых директоров, на гарантированное качество можно рассчитывать лишь в случае сотрудничества с западными производителями. Правда, и отношения с ними не всегда можно назвать субконтрактными. Многие машиностроительные предприятия республики «не доросли» до крупных заказов, поэтому вынуждены работать не напрямую с производителями, а с их дилерами, просто покупая комплектующие.

Как отметили в ООО «Агентство деловых связей», специализирующемся на экономической информации автопрома, развитие субконтрактации также сдерживается высокими косвенными налогами. Они закладываются в стоимость промежуточных товаров и вызывают удорожание конечной продукции.

* * *

Можно ли ждать в ближайшее время бурного развития субконтрактации в Беларуси? Пока это понятие даже не сочли нужным закрепить в законодательстве, посчитав нецелесообразным. «В последние несколько лет министерства занимались проблемой субконтрактации формально бюрократически», — считает председатель БСПН Г.Бадей. По мнению опрошенных бизнесменов и менеджеров, субконтрактация станет популярной, когда у нас появится достаточное количество малых и средних промышленных предприятий и они финансово окрепнут. Сколько именно — еще предстоит посчитать.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Как это делается

Методика субконтрактации состоит в следующем: две стороны — контрактор и субконтрактор — заключают между собой соглашение (договор). Контрактор поручает одному или нескольким предприятиям производство деталей, комплектующих или узлов, необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими спецификациями, предоставленными контрактором.

Таким образом, в промышленном секторе происходит разделение труда, и субконтракторы все в большей степени специализируются на определенных технологических процессах.

В качестве контракторов выступают обычно (но не всегда) крупные предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т. д., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих. Как правило, одно и то же предприятие — контрактор не занимается производством всех деталей и комплектующих в целях экономии или по причине производственной специализации.

Общие принципы этой деятельности сформулированы во множестве пособий и рекомендаций, в т.ч. Европейской ассоциацией организаций, специализирующейся на развитии субконтрактации (RIOST).

Передаваемые на субконтракт работы должны составлять целостный процесс: упорядоченную во времени, неразрывную последовательность действий. Так, считается, что партнеры по субконтрактации должны объединять в себе законченный технологический цикл по производству готового продукта (услуги). Это особенно эффективно, например, в автомобилестроении. В логистических компаниях, механических и инструментальных производствах целесообразно выбирать партнеров на базе законченных технологических переделов. Сырьевые компании, монопродуктовые, территориально распределенные компании обычно руководствуются критерием отбора на базе нескольких видов деятельности и технологий, находящихся на определенной территории.

При этом нельзя передавать на сторону стратегически важные операции и работы, а также связанные с ними активы. Привлечение подрядчика должно производиться на конкурсной основе, через проведение открытого тендера.