Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Консультант и иностранный инвестор

Именно привлечение стратегических инвесторов позволяет и стране, и предприятиям выйти из кризиса, дает возможность и перспективы долгосрочного развития...
Именно привлечение стратегических инвесторов позволяет и стране, и предприятиям выйти из кризиса, дает возможность и перспективы долгосрочного развития. Напротив, преимущественное использование кредитов для финансирования развития может привести к глубоким депрессиям (как это случилось со странами Азии в 1997--1998гг., с Мексикой и странами Латинской Америки в начале 90-х), к перегреву рынков и череде банкротств (как это было в России в 1998г.).

Проблема привлечения стратегических инвестиций на предприятия состоит не только в том, чтобы найти инвесторов, заинтересовать, проверить серьезность намерений, организовать сотрудничество. Специфика проблемы -- в ее "разовом" характере в жизни предприятия, в необходимости привлечения профессионалов, которые бы могли обеспечить полное и качественное сопровождение подобных шагов с начальных этапов привлечения инвестора. Создание собственного внутреннего подразделения, которое бы осуществляло подобную деятельность, нецелесообразно, т.к. предполагает привлечение высококвалифицированного персонала, наличие наработанных связей с потенциальными инвесторами, практического опыта подобной деятельности. К тому же в процессе привлечения внешнего финансирования особую роль приобретает комплексность обслуживания инвесторов, которую не всегда может обеспечить внутреннее подразделение (да и не все консультанты).

Сложность инвестиционного консультирования состоит также в необходимости привлечения широкого круга экспертов, и многоступенчатости работ. В общем виде привлечение инвестиций и финансирования предполагает следующие этапы. Первоначально осуществляется разработка идеи инвестиционного проекта, которая оформляется в виде бизнес-плана. Затем проводится комплексный анализ финансового состояния предприятия, комплексный анализ рынка и возможностей предприятия на рынке. На основании осуществленных выше этапов составляется инвестиционный меморандум (инвестиционное предложение) -- документ, который кратко излагает предлагаемый проект для его представления инвестору для ознакомления и принятия решения о продолжении работы над проектом. Со стороны западных инвесторов существуют специальные требования к составлению инвестиционного меморандума. В отличие от подобных документов, регулируемых, например, белорусским законодательством, инвестиционный меморандум обязательно содержит описание структуры менеджмента предприятия, калькуляцию денежных потоков в соответствии со стандартами международной финансовой отчетности и т.д. Затем -- разработка финансовых и юридических схем осуществления проекта, подготовка пакета документов (инвестиционный договор, соглашение о сотрудничестве, протоколы о намерениях и т.д.). И только в случае согласования всех основных условий с инвестором и подписания документов можно приступать к непосредственной реализации инвестиционного проекта. В процессе осуществления проекта особенное значение имеет комплексный анализ и мониторинг реализации, которые позволят решать текущие проблемы наиболее оперативно.

Часто привлечение стратегических инвесторов подразумевает проведение размещения и дополнительной эмиссии акций или корпоративных облигаций. На этом этапе также реализуется пакет услуг, которые обычно оказываются специализированными инвестиционными компаниями (так, например, крупнейшими мировыми компаниями,т.н. инвестбанками, являются Меrill Lуnсh, JР Моrgаn, в России -- инвестбанк Траст, Тройка Диалог, Ренессанс Капитал и др.). В Беларуси подобных полноценных консультантов на данный момент нет, т.к. не созданы условия для развития фондового рынка, либерализации движения капитала.

Иногда иностранные компании, которые выходят на белорусский рынок, используют собственных консультантов или известные международные компании, специализирующиеся на консалтинге (например, РriсеWаtеrНоusе Соореrs или КРМG). Но, как показывает практика, эти компании, используя стандартные подходы, часто не в состоянии адаптировать их к белорусской реальности как со стороны, например, особенностей ведения учета, так и ряда психологических моментов, которые достаточно важны при привлечении стратегических инвесторов. Аналогичная ситуация с точностью до "наоборот" складывается у некоторых белорусских предприятий, которых обязывают готовить бизнес-планы, в том числе для привлечения иностранных стратегических инвесторов, в специальных государственных агентствах и учреждениях. Не имея значительного опыта и знаний по подготовке подобных документов в соответствии с международными стандартами и обычными требованиями особенно крупных многонациональных корпораций, эти учреждения не в состоянии удовлетворить запросы иностранных инвесторов, что иногда приводит к "свертыванию" проектов. Именно поэтому для разрешения противоречий необходимо привлечение независимого белорусского консультанта, который, с одной стороны, знает белорусскую реальность, с другой -- имеет опыт и может ее представить в соответствии с западным видением, что, по свидетельствам Европейского банка реконструкции и развития, часто является уже половиной успеха проекта.