Юридическим лицам
14.12.2004 11 мин на чтение
мин
Конституционный суд защитил налогоплательщиков
8 декабря 2004 г. Конституционный суд (далее-КС) рассмотрел конституционность актов Поставского, Пуховичского, Верхнедвинского районных Советов депутатов, которыми установлены местные и целевые сборы с граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей...
8 декабря 2004 г. Конституционный суд (далее-КС) рассмотрел конституционность актов Поставского, Пуховичского, Верхнедвинского районных Советов депутатов, которыми установлены местные и целевые сборы с граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей.
ТАК, решением Поставского районного Совета депутатов от 2003-12-29г. "О бюджете района на 2004 год" на территории района введен ряд местных сборов, в т.ч. сбор с физических лиц за пользование объектами инфраструктуры. Ставка сбора установлена в размере 0,3 базовой величины в год. Плательщиками являются граждане, проживающие на территории Поставского района и имеющие в собственности жилые дома и квартиры, а также квартиросъемщики ведомственного жилого фонда и жилфонда местных Советов.
Юридическим фактом, с которым Поставский районный Совет депутатов связывает обязанность гражданина уплачивать сбор за пользование объектами инфраструктуры, является не факт пользования конкретным видом инфраструктуры указанного района, а, по существу, факт владения, пользования имуществом либо нахождения его в собственности налогоплательщика.
Данный сбор, по мнению КС, никак не связан с конкретными видами пользования объектами инфраструктуры, расположенными на территории Поставского района. КС считает, что такое определение объекта налогообложения нельзя считать установленным в соответствии с положениями Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год". КС считает неправомерным относить сбор с квартиросъемщиков или домовладельцев к сборам с пользователей, полномочиями по установлению которых обладают местные Советы депутатов базового территориального уровня в соответствии с Законом.
РЕШЕНИЕМ Пуховичского районного Совета депутатов от 2004-02-18 г. введен целевой сбор с граждан на содержание и развитие инфраструктуры района и утверждено Положение о нем. Плательщиками местного сбора определены граждане, постоянно проживающие на территории данного района и достигшие 18 лет по состоянию на 1 января 2004 г., а также граждане, временно проживающие и имеющие земельный участок на территории г. Марьина Горка, поселковых и сельских Советов. Целевой сбор уплачивается один раз в год по установленным ставкам.
В соответствии с Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" местные Советы депутатов базового территориального уровня, к которым относится Пуховичский районный Совет, имеют право на введение сборов с пользователей, плательщиками которых могут быть и физические лица, а объектами являются: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; использование местной символики; проведение аукционов; осуществление охоты и рыболовства; строительство объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; другие виды пользования инфраструктурой соответствующих административно-территориальных единиц, определяемые Минским городским Советом депутатов, Советами депутатов базового территориального уровня.
Принимая решение о введении целевого сбора с физических лиц на содержание и развитие инфраструктуры района, Пуховичский районный Совет депутатов вышел за пределы своих полномочий. Он вправе был определить другие (помимо вышеперечисленных) виды пользования инфраструктурой района и ввести местный сбор за пользование этими видами инфраструктуры, но не имел права на введение целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры района. Кроме того, КС отмечает, что плательщиками целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) могут выступать организации и индивидуальные предприниматели, а не физические лица.
КС признал не соответствующими Конституции и Закону "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" решение Пуховичского районного Совета депутатов от 2004-02-18 г. "О бюджете района на 2004 год" в части введения целевого сбора с физических лиц на содержание и развитие инфраструктуры района.
ОДНОВРЕМЕННО КС рассмотрел вопрос правомерности введения Верхнедвинским районным Советом депутатов местного сбора для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих лесо- и пилопродукцию за пределы РБ. Согласно решению Верхнедвинского районного Совета депутатов от 2003-12-29 г. "О бюджете района на 2004 год" введен местный сбор за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц и утверждена Инструкция о порядке исчисления и уплаты этого сбора.
В Инструкции плательщиками местного сбора за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, в частности, признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют лесопродукцию, пилопродукцию за пределы РБ. Объект обложения - осуществление торговли за пределы республики (торговля древесиной и изделиями из нее), налоговая база - выручка от реализации лесопродукции, пилопродукции с территории Верхнедвинского района за пределы РБ. Ставки сбора установлены в базовых величинах и зависят от объема выручки; начисление и уплата сбора производятся ежемесячно.
Таким образом, к числу плательщиков данного сбора отнесены лица, которые не осуществляют торговлю на территории Верхнедвинского района и не являются субъектами торговли на территории РБ, а в рамках своей предпринимательской деятельности экспортируют указанную продукцию за пределы территории Беларуси, то есть осуществляют внешнеторговую деятельность. КС отмечает, что правовые основы осуществления торговли на территории республики определены Законом "Оторговле", действие которого не распространяется на отношения, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности.
В свою очередь Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определяет внешнеторговую деятельность как деятельность субъектов хозяйствования РБ, которая связана с другим государством по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Внешнеторговая деятельность не определена в качестве объекта обложения местными сборами с пользователей.
КС считает, что объектом данного местного сбора может быть деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров, только на территории соответствующих административно-территориальных единиц. В нашем случае - на территории Верхнедвинского районного Совета депутатов.
Исходя из вышеизложенного КС признал положения нормативных актов местных органов власти, которыми введен данный местный сбор, не соответствующими ст.121 Конституции РБ и ст.10 Закону РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год".
-------------------------------
ОТ РЕДАКЦИИ
Решение, принятое Конституционным судом, несомненно, представляет собой показательный пример торжества законности: нормативные акты местных Советов, противоречащие положениям Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год", признаны утратившими юридическую силу.
Однако решение органа конституционного контроля одновременно заставляет серьезно задуматься. Все три рассмотренных Судом нормативных акта местных органов власти - Поставского, Пуховичского и Верхнедвинского районных Советов - применялись без малого год. Обвинять Конституционный суд в том, что он вовремя не заметил нарушения, по меньшей мере не справедливо: Суд рассматривает дела и дает заключения только по тем вопросам, которые внесены субъектами, имеющими право обращения в Конституционный суд.
Как представляется, речь должна идти не о последующем признании такого рода нормативных актов не соответствующими Конституции и законам Республики Беларусь, а о том, чтобы не допускать принятия на местном уровне решений, противоречащих закону. Представляется, что здесь есть два направления работы. Во-первых, не в полной мере использует свои полномочия прокуратура, предметом деятельности которой как раз и является надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе и местными Советами депутатов. Закон "О прокуратуре Республики Беларусь" дает право прокурору опротестовывать акты местных Советов депутатов, приостанавливая действия этих актов до рассмотрения протеста прокурора.
Во-вторых, сказывается отсутствие правовой экспертизы решений, принимаемых на уровне районных Советов. В настоящее время Министерство юстиции осуществляет правовую экспертизу правовых актов республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполкомов. Поэтому распространение требования об обязательной экспертизе и на уровень районных Советов, которое, к слову, планируется Минюстом, поможет избежать появления в Конституционном суде подобного рода дел.