$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КОНСОЛИДИРОВАТЬ, СТИМУЛИРОВАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ©

16.12.2014

 

На конференции, организованной МНС на прошлой неделе, дана оценка текущему состоянию белорусской налоговой системы и представлены основные изменения в налоговом законодательстве на будущий год, содержащиеся в проекте, принятом Палатой представителей в первом чтении.

Открывая мероприятие, первый замминистра по налогам и сборам Сергей Наливайко отметил особую важность эффективного диалога налоговой службы с плательщиками, создания благоприятной среды для ведения бизнеса и поиска оптимальных решений проблем, возникающих в процессе исчисления и уплаты налогов. МНС придает особое значение выстраиванию конструктивных отношений между государством и бизнесом. Одновременно в совершенствовании отечественной системы налогообложения государство ориентируется на лучшие мировые практики. Развитие электронных сервисов в значительной мере способствовало существенному продвижению белорусской системы налогообложения в рейтинге Всемирного банка Doing business. IT-технологии вообще являются одним из основных приоритетов дальнейшего развития налогового администрирования, Так, возможности и преимущества электронного декларирования на портале МНС были продемонстрированы прямо на конференции. Также МНС будет стремиться выйти на новый уровень информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и обеспечить равные условия налогообложения для всех субъектов хозяйствования.

Власти надеются, что налоговая система не ограничится ролью фискального инструмента, а будет способствовать стимулированию деловой активности в стране. Изменения в Налоговый кодекс на 2015 год обусловлены задачами консолидации доходов бюджета, создания новых стимулов для экономики и социальной сферы, рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Также создаются дополнительные инструменты налогового контроля с целью противодействия схемам минимизации налогообложения и теневой экономике.

Традиционно ставки налогов, выраженные в белорусских рублях, индексируются: в 2015 г. на 13,8%, что несколько ниже нынешних темпов инфляции. Ставка налога на прибыль для банков и страховых компаний возрастет с 18 до 25%, а подоходного налога с физических лиц — с 12 до 13%. Таким образом, эта ставка уравнивается с российской, по крайней мере, пока, поскольку у наших соседей обсуждаются варианты ее увеличения или замены прогрессивной шкалой. Э.Селицкая напомнила, что полученные за счет увеличения подоходного налога средства будут использованы на поддержку семей, имеющих детей, и на создание материнского капитала.

Еще одним источником пополнения казны в новом году будет повышение ставок акцизов на алкогольные и табачные изделия. Кроме того, местные советы получат право увеличивать ставки земельного налога и налога на недвижимость не в 2 раза, как сейчас, а в 2,5 раза. В 1,5 раза увеличивается плата за проезд по нашим дорогам автотранспорта нерезидентов.

СРЕДИ мер стимулирующего характера можно отметить введение нулевой ставки НДС по техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств нерезидентов, освобождение от НДС и предоставление имущественного вычета по подоходному налогу по договорам лизинга с физическими лицами, увеличение социального вычета на расходы по страхованию с 12 млн. до 16 млн. Br. С 1.01.2015 г. плательщики смогут подавать заявление о ввозе товаров на территорию Беларуси, а налоговые органы отправлять свои сообщения в электронном виде. Кроме того, предприятия торговли и общепита впервые смогут воспользоваться инвестиционным вычетом по налогу на прибыль, который до сих пор на эти сферы не распространялся.

Для применяющих упрощенную систему налогообложения ставки налогов остались прежними, а предельные размеры выручки для применения УСН также проиндексированы на 13,8%.

В НОВОМ ГОДУ в арсенале налоговых органов появится целый ряд дополнительных инструментов контроля и борьбы с минимизацией налогов. Так, банки обяжут подавать в инспекции МНС сведения о покупке физическими лицами валюты. Существенно усиливается внимание к трансфертному ценообразованию. Контролироваться здесь будут сделки и с товарами, и с работами и услугами, а размер контролируемых сделок снижается с 60 млрд. до 1 млрд. Br.

Правила «тонкой капитализации» будут распространены не только на проценты по кредитам и займам, но и на расходы по штрафам и неустойкам, стоимость инжиниринговых, маркетинговых, информационных, консультационных, управленческих услуг, вознаграждение за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности (за исключением случаев, когда они относятся к нематериальным активам), амортизационные отчисления по нематериальным активам в части имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности. Все эти суммы, выплачиваемые иностранным учредителям, будут включаться в контролируемую задолженность и списываться на затраты лишь в ограниченных пределах. Правда, в отличие от других стран, применяющих в этой сфере рекомендации ОЭСР, у нас суммы процентов и роялти по контролируемой задолженности не собираются переквалифицировать с дивидендов для целей обложения налогом на доходы.

Новая редакция п. 2-1 ст. 178 НК дополняется нормой, обязывающей граждан уплачивать подоходный налог с займов, полученных от физических лиц (кроме близких родственников) или из-за рубежа, если эти займы подлежат указанию в декларации о доходах и имуществе или указаны в пояснениях об источниках доходов представленными плательщиком по требованию налогового органа и не погашены (не возвращены) на дату представления таких пояснений. Таким образом, объяснять государству несоответствие своих расходов и доходов некоторым гражданам будет сложнее.

Ряд ограничений появится в новом году по применению упрощенной системы налогообложения. Этот налоговый режим, как утверждают налоговики, широко используется в целях минимизации платежей в бюджет. Так, в 2015 г. субъекты хозяйствования, применяющие УСН, должны будут платить земельный налог независимо от площади земельного участка (в этом году — если площадь превышает 1,5 гектара). Э.Селицкая напомнила, что некоторые плательщики дробят участки, чтобы уйти от уплаты этого налога.

Кроме того, с 1.04.2015 г. запрещается применять УСН предприятиям, сдающим в аренду капитальные строения, не находящиеся в их собственности. Не секрет, что субаренда в сочетании с «упрощенкой» — один из излюбленных способов минимизации налогообложения. Теперь со II квартала 2015 г. налоги по таким операциям придется платить в общеустановленном порядке. Также не смогут применять УСН предприятия при наличии доли участия в других организациях, превышающей 25% уставного фонда, — с 1 июля будущего года. Интересно, что 3 и 6-месячная отсрочка здесь сделана по просьбе некоторых бизнес-союзов, объяснявших свои предложения сложностями переоформления договоров. Правда, в результате трудности возникнут с переходом от УСН к общему режиму в течение года, так что бухгалтерам это «послабление» аукнется дополнительными хлопотами.

Для организаций розничной торговли через год, с 1.01.2016 г., будет отменена 3-процентная ставка налога при УСН, поскольку этот вид деятельности власти приоритетным не считают.

Индивидуальным предпринимателям, заключающим договора управления с организацией, учредителем или близким родственником учредителя которой они являются, в 2015 г. придется платить подоходный налог, не применяя «упрощенку». Таким образом, перекрывается еще один чрезмерно популярный канал минимизации налогов и «обналички». Правда, бизнес-союзы добились, чтобы эти нормы не распространялись на свойственников учредителей, но это послабление мало что меняет. Конечно, можно сделать «управляющим» не себя или жену, а тещу или двоюродную бабушку. Но для таких случаев на вооружении у контролеров есть Указ № 488, позволяющий считать лжепредпринимательской структурой компанию, руководитель которой не ведает, что в ней творится, а в придачу в 2015 г. в Уголовный кодекс вводятся меры ответственности для подставных лиц.

В основе контрольной работы сегодня лежит рискоориентированный подход, напомнила в заключение Э.Селицкая: чаще всего проверяющие направляются туда, где очевидны факты нарушений. Сегодня такими проверками «охвачено» немногим более 6% плательщиков. Так что бизнесменам нужно учитывать: чем больше у них признаков повышенного риска (в т.ч. в виде резкого снижения платежей в бюджет), тем выше вероятность визита контролеров.

Валерия ГЕРАСИМОВА