$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КОНСАЛТИНГ БЕЗ ВЕДОМСТВЕННЫХ ГРАНИЦ©

16.12.2011

Приятный подарок получат к новому году белорусские консалтеры. Постановлением Совмина от 9.12.2011 № 1671 вносятся изменения в постановление от 8.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций», которые ликвидируют монополию государства на бизнес-планирование для госсектора.

Напомним, постановление № 873 требует от республиканских органов государственного управления, иных госорганизаций, подчиненных правительству, облисполкомов и Мингорисполкома обеспечивать разработку, утверждение, экспертизу, согласование и реализацию государственными коммерческими организациями, негосударственными коммерческими организациями, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь (ее административно-территориальным единицам), переданы в управление этим органам госуправления, прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов. При этом персональная ответственность за отсутствие таких планов, согласованных с органами госуправления, возлагается на руководителей названных коммерческих организаций.

Но разработка бизнес-планов и прогнозов — дело сложное, требующее специальных знаний и опыта. Поэтому во всем мире этим, как правило, занимаются консалтинговые компании, располагающие для этого компетентными кадрами и продвинутыми технологиями. Лишь очень крупные корпорации позволяют себе держать в штате специалистов в области бизнес-планирования, да и то обычно стремятся привлечь консалтеров со стороны, чтобы те дали независимую оценку таких разработок.

В Беларуси же пошли иным путем. До сих пор ответственную задачу бизнес-планирования государство доверяло лишь 25 организациям, перечисленным в приложении к Положению о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденному постановлением № 873. Все эти организации имели ведомственную подчиненность и являлись или госпредприятиями, или же акционерными обществами с высокой долей государства. Это гармонично вписывалось в идею повышения роли организаций государственной формы собственности, оказывающих консалтинговые услуги, расширения перечня оказываемых ими видов услуг и увеличения числа заказов, что предусматривалось Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006–2010 годы, утв. постановлением Совмина от 22.06.2006 № 786.

Впрочем, такой подход обеспечивал монополию государства на бизнес-планирование для госсектора, но не его качество. Поэтому Положение допускало по согласованию с органами госуправления привлекать к работе другие организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги. В результате на практике «уполномоченным» организациям зачастую приходилось привлекать частные консалтинговые компании в качестве субподрядчиков, превращаясь по сути в посредников.

Бессмысленность такой ситуации (по прошествии почти 6 лет!) стала очевидна и правительству. А потому теперь согласно постановлению № 1671, вступающему в силу с 1.01.2012 г., коммерческим организациям с долей государства будет разрешено при необходимости привлекать в соответствии с законодательством РБ к работе по разработке прогнозов развития, бизнес-планов развития и бизнес-планов инвестиционных проектов организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги. Прежний список структур, «эксклюзивно» допущенных к бизнес-планированию для госпредприятий, отменяется. Заметим, оговорка «в соответствии с законодательством» выглядит вполне условно: данная деятельность не лицензируется и регулируется, пожалуй, лишь Гражданским кодексом и несколькими постановлениями Минэкономики. Впрочем, некоторые нормы этих документов несколько устарели. Современные условия требуют все более сложных способов планирования и прогнозирования с учетом факторов риска и неопределенности, которыми изобилует сегодня хозяйственная деятельность. К тому же мировой опыт предлагает для этого весьма разнообразный инструментарий расчетов, не упомянутый в нормативке 5-летней давности.

Таким образом, у белорусского консалтинга появляется шанс на более полное раскрытие своего потенциала, а у предприятий — на получение качественных планов развития. Остается только успешно воплотить их в жизнь.

Вадим ЛЕБЕДЕВ