$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

КОНКУРС В ГИМНАЗИЮ©

01.11.2013

Из-за огромных конкурсов устроить ребенка в гимназию без связей уже невозможно. Посмотрели бы вы, как нервничают перед экзаменами и дети, и родители. Да и тем, кто туда все-таки поступил, не позавидуешь: очень сложные домашние задания. Не пора ли прекратить издевательство над детишками, которых лишают детства, и вообще отказаться от гимназий?

Т.В., Минск

Хочу напомнить, что в соответствии с Указом Президента от 6.01.2012 № 15 «О некоторых вопросах приема лиц в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии-колледжи искусств» зачисление в эти учреждения образования действительно осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний по трем учебным предметам и годовых отметок по этим же дисциплинам, полученных в учебном году, завершившемся в год приема.

Ряд предметов в гимназии изучают на повышенном уровне. Преимущества такого обучения очевидны: это и более глубокие знания по профильным дисциплинам, и большая вероятность поступления в будущем в ссузы и вузы. Гимназии созданы для наиболее способных и желающих учиться детей, поэтому полностью отказываться от них было бы неправильно.

Учиться там намного сложнее, чем в обычной школе, и родителям стоит серьезно подумать, надо ли определять ребенка именно в гимназию. Есть ли у него способности для того, чтобы освоить столь сложную учебную программу, готов ли он к высоким нагрузкам по состоянию здоровья? А если уж ребенок поступил, то не требовать послаблений в учебе.

Что же касается огромных конкурсов, то в текущем году их практически не было.

Отметим, что в Беларуси работает 217 гимназий. Этим летом при поступлении в 5-й гимназический класс примерно в 16% из них конкурса не было вообще, а еще в 16% он составил всего 1,1 человека на место. Другими словами, в каждую третью гимназию мог поступить любой ученик. Да и проходные баллы также были невысокие. Учащимися 12% гимназий стали дети, набравшие в сумме 36 и меньше баллов, т.е. получившие по отдельным предметам отметки по десятибалльной шкале 6 и ниже. А в некоторые гимназии можно было поступить, набрав всего 20 баллов.

Это относится ко всем регионам, в т.ч. и к столице, где в каждой третьей гимназии конкурс тоже был 1,1 человека на место и ниже. Правда, в Минске в 2013 г. зачисляли учащихся с проходным баллом не ниже 36.

Характерно и то, что каждая третья гимназия в силу отсутствия конкурса почти полностью комплектовала гимназические классы из своих же учеников начальной школы. Так что попасть туда с каждым годом становится все проще.

Если ребенок не прошел конкурс, он продолжает обучение в обычном учреждении общего среднего образования. И в этом нет трагедии, хорошие знания можно получить и там, было бы желание. Ведь главную роль играет не название учреждения образования, а педагог, который в нем работает. Кроме того, на следующий год можно снова попробовать занять свободное место в гимназии.

А что касается «связей» для устройства детей в «элитную» гимназию с высоким конкурсом, то следует помнить, что в этом случае обе стороны (и родители, и педагоги) подпадают под действие уголовного законодательства.

Владимир ЗДАНОВИЧ, директор Департамента контроля качества образования Минобразования