$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Конкурс-редукцион

17.06.2008

Система государственных закупок в Беларуси должна быть максимально прозрачной, дебюрократизированной, чтобы ни один рубль бюджетных средств не тратился впустую, а спрос за их разбазаривание стал жесточайшим. Таковы выводы состоявшегося в минувшую пятницу с участием Президента Александра Лукашенко совещания, посвященного вопросам совершенствования порядка госзакупок.

Сегодня государство выделяет на приобретение необходимых ему товаров, работ и услуг гигантские ресурсы. Только в 2007 г. объем госзакупок за счет республиканского и местного бюджетов составил 13,5 трлн. Br.

В 2006 г. был издан Указ № 529 «О государственных закупках», которым установлен единый порядок закупок, осуществляемых полностью или частично за счет бюджетных средств, введена экономическая и административная ответственность за нарушения в данной сфере. Реализация Указа позволила в прошлом году сэкономить почти 170 млрд. Br. Вместе с тем проводимый в течение полутора лет после принятия Указа мониторинг практики применения нового порядка выявил как его преимущества, так и недостатки, в связи с чем, как прозвучало на совещании, и возникла необходимость в корректировке действующего законодательства.

В самом деле, жалоб на сложные, по мнению исполнителей, правила, регламентирующие процесс закупок, поступает предостаточно. Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь — настольный документ прежде всего для исполнителя, оказался под огнем критики. Согласно ему, любые закупки стоимостью 30 базовых величин (1,05 млн. Br) и выше обязаны производиться на конкурсной основе.

В то же время при приобретении небольших партий товара стоимостью до 35 млн. процедура закупки (оформление конкурентного листа) не предполагает больших усилий. Достаточно опросить трех потенциальных продавцов товара, из которых необходимо выбрать одного поставщика, предлагающего продукцию по наименьшей цене.

Самая сложная процедура — конкурс, согласно указанного Положения, начинается с закупки стоимостью 8000 БВ (280 млн. Br). Именно на ней многие заказчики начали “спотыкаться”, растягивая процесс закупки с полутора месяцев, в которые можно уложиться при положительном результате процедуры, до трех и более. Например, председатель Гомельского облисполкома Александр Якобсон, выступая на совещании, рассказал о закупке для областного центра 38 троллейбусов. Конкурсную процедуру, по его словам, начали 9 января, однако техники до сих пор все еще не приобрели. Процесс завяз в согласованиях, которые приходится проводить по несколько раз.

Действительно нынешние правила предписывают, в частности, согласование с вышестоящими организациями для закупок, начиная с 8000 БВ. А при приобретении дорогостоящих партий товаров (как, например, тех же троллейбусов) их следует согласовывать уже с Совмином либо Президентом. Заказчик должен направить в вышестоящий орган письмо за подписью руководителя, задание на закупку, при закупке некоторых товаров — копию заключения научно-технической экспертизы Национальной академии наук, копию выписки из протокола комиссии по повышению конкурентоспособности экономики. Затем этот вышестоящий орган должен рассмотреть данное письмо, при необходимости вернуть на доработку, разработать проект постановления Совмина, потом согласовать его с органом госуправления, подчиненного правительству… В общем, эта бумажная волокита может продлиться, как говорят представители заказчиков “от снега до снега”.

Как показал ход совещания, недостатки действующего законодательства в виде излишней зарегулированности процесса закупок, снижения оперативности и самостоятельности в их проведении признаны и на уровне правительства. Это прозвучало, в частности, в выступлении первого вице- премьера Владимира Семашко. “Это же не дело. Мы выиграли, грубо говоря, на тендере миллион рублей, но за счет того, что купили турбину на год позже, потеряли 100 млн.»

Министр экономики Николай Зайченко представил участникам совещания изменения и дополнения в действующее законодательство о госзакуках. По его словам, проект нового документа, корректирующего Указ № 529, “комплексный и системный, это по существу путеводитель по процедуре госзакупок”. В частности, в новым порядке предлагается дополнительный вид процедуры закупок, т.н. редукцион.

“Конкурс-редукцион представляет собой обычный открытый 2-хэтапный конкурс. При этом такой конкурс предусматривает обязательные дополнительные мероприятия: торги по снижению цены закупок. Редукцион проводится на втором этапе конкурса, когда уже проверены участники и рассмотрены их предложения. Победитель определяется при условии, что названная им цена окажется наименьшей по сравнению с другими” — пояснил Н.Зайченко. Также в числе нововведений — дание вместо Республиканской конкурсной комиссии по госзакупкам медтехники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств 2-х комиссий с разделением специализации.

Глава государства дал критическую оценку услышанному. Он считает, что предлагаемые меры носят в большей степени косметический характер. «На данном этапе необходимо найти более простую форму. К примеру, опустить до уровня министров, губернаторов и руководителей предприятий решение вопросов об осуществлении госзакупок, они же будут нести ответственность. На следующем этапе, возможно, всем будут заниматься только заказчики. А мы должны создать такую жесткую систему контроля, чтобы злоупотребления не были возможны: ответственность проверяющих и правоохранительных органов должна быть значительно повышена. Мы также, возможно, будем давать губернаторам и министрам оценку, сколько они сэкономили средств. Но просто «подшлифовывать» то, что уже есть — недопустимо», — сказал Президент.

При этом А.Лукашенко указал также на недопустимость отхода от идеологии конкурентности, являющейся “краеугольным камнем” системы госзакупок. “Мировой опыт свидетельствует, что альтернативы конкурсному процессу госзакупок нет, в противном случае — коррупция и злоупотребления. Избежать этого можно только создав эффективную систему правил, подробно регламентирующую все этапы потенциально опасного процесса закупок, выстроив четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил”, — подчеркнул Президент.

Разработчикам новых правил госзакупок, которые в будущем придут на смену порядку, предписанному Указом № 529, дана установка уйти от двусмысленности и неопределенности, которыми в изобилии грешат нормы нынешнего конкурсного законодательства.

Президент высказался в поддержку усиления роли средств массовой информации в сфере госзакупок. Например, по его словам, в стране огромные валютные ресурсы направляются на приобретение медицинского оборудования и лекарств. «Давайте опубликуем основное в СМИ, кто купил и за сколько, — предложил А.Лукашенко. — И увидите: к вам поступит шквал жалоб и замечаний, что вот они купили за столько, а я мог за столько”. По его словам, в данной сфере “гласность и прозрачность — страшная сила”. И с этим трудно не согласиться.

Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях