$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОНКУРС — ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

13.02.2009

   Включение конкурсной деятельности в число основных мероприятий по реализации Национальной программы экспорта говорит о признании государством важности этого инструмента современного маркетинга. Между тем участие и победы в конкурсах качества помогают производителям не только выделиться среди себе подобных, но и благодаря экспертной оценке по-новому взглянуть на собственное производство, работу с персоналом и потребителем.

   Прокомментировать развитие конкурсного движения Беларуси мы попросили экспертов Госстандарта, являющегося одним из главных его организаторов в стране. На вопросы «ЭГ» ответил первый заместитель председателя комитета Виктор НАЗАРЕНКО.

— Конкурсы Беларуси развиваются и в количественном, и в качественном отношении. Распространение получили как конкурсы, в которых применяются классические подходы к оценке качества продукции («Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации»), так и позволяющие оценить возможности и достижения организации, ее конкурентоспособность (конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества и его аналог на международном уровне — конкурс на соискание Премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг). Их развитие осуществляется постоянно, по мере накопления и изучения отечественного и зарубежного опыта.

   В минувшем году конкурс на соискание Премии Правительства отметил десятилетний юбилей. С 2008 г. значительно повышены требования к его участникам и их деятельности. Применение модели делового совершенства Европейского фонда управления качеством, которая используется многими странами в своих национальных конкурсах, а также в рамках Премии СНГ, позволило еще детальнее оценить уровень работ по качеству в организациях.

   Количество тех, кто боролся за получение Премии в 2008 г., составило 26 предприятий (против 60 в 2007 г.). Однако это не означает, что конкурс стал менее интересен для субъектов хозяйствования. Сказались, как я уже отмечал, новые требования к участникам, а также отмена с 2008 г. процедуры подтверждения полученного ранее звания, что технически уменьшило количество претендентов. Ну и, конечно, некоторые организации, проведя самооценку по новым критериям, просто не отважились принимать участие, потому что осознали, что надо еще совершенствовать свою деятельность.

- Виктор Владимирович, по новым правилам обладателями Премии правительства могут быть одновременно 12 предприятий, вместе с тем из 26 участников в 2008 г. ее получили только 9. В чем дело? Очень жесткие требования или наши производители пока не дотягивают до необходимого уровня?

— Все 26 участников — достойные предприятия. Но идея конкурса — выбрать лучшие из них. Скажу, что многие из лауреатов конкурса из 1000 возможных баллов набрали более 800. Это очень высокая оценка деятельности в области качества.

Вместе с тем при оценке каждого предприятия были определены аспекты для улучшения. В основном это вопросы стратегического планирования и повышения конкурентоспособности, подходы к совершенствованию системы управления, работа с потребителями и персоналом (один из критериев оценки — удовлетворенность персонала работой на предприятии). Но при этом важно учесть, что выделенные аспекты — не столько упущения, сколько направления для совершенствования, инструмент самооценки и самопознания.

- Можно ли говорить о том, что «конкурсная линейка» отвечает различным запросам предприятий и в целом рынка?

— Думаю, да. Целевая аудитория конкурсов отличается. К примеру, конкурс «Лучшие товары Республики Беларусь» носит региональный характер и проходит в два этапа. Сначала заключения делают областные конкурсные комиссии, далее материалы передаются на рассмотрение в республиканскую. Практически в каждом городе Беларуси есть небольшие молочные, мясные комбинаты, предприятия по производству стройматериалов и другие, которые выпускают пользующуюся спросом продукцию. Первичная оценка в областях дает им возможность смелее заявить о себе и быть признанными как в регионе, так и на уровне республики.

   Другой конкурс — «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» — рассчитан на экспортеров. Информация о товаре-лауреате и его изготовителе размещается в специальном разделе «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» российского каталога «100 лучших товаров России». Отрадно, что, по словам многих руководителей, после размещения информации в каталоге им поступают предложения из тех регионов России и дальнего зарубежья, в которых раньше о них даже не знали.

   Особо хочу отметить конкурсы среди специалистов, занимающихся вопросами качества. Уже третий год в рамках Государственной программы «Качество» проводится конкурс «Лучший менеджер по качеству». Принимать участие в нем могут специалисты или руководители организаций, достигшие значительных результатов в области менеджмента качества и работающие в этой сфере не менее трех лет. При этом оценивается не только проводимая ими работа на предприятии, но и участие в семинарах, конференциях, распространение своих знаний в рамках отрасли.

   Оправдывает наши надежды и конкурс «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества», позволяющий выявлять и поддерживать талантливую молодежь, способствовать ее профессиональному росту.

   В 2008 г. правительством была поддержана еще одна наша идея — о награждении нагрудным знаком «Лидер качества». Этих наград впервые удостоены 7 директоров организаций. Проводится работа по созданию клуба лидеров качества, где руководители предприятий смогут встретиться и обменяться опытом.

- Виктор Владимирович, существует ли международная оценка белорусских конкурсов в области качества, которая подтверждала бы их объективность?

— Специально такие исследования не проводятся. Но косвенным подтверждением объективности нашей оценки конкурсантов являются результаты участия белорусских предприятий в международных конкурсах. Возьмем, к примеру, Премию СНГ за достижения в области качества продукции и услуг, бороться за которую могут только предприятия, ставшие лауреатами национальных премий за качество. В 2007 г. на участие во втором (межгосударственном) этапе конкурса было заявлено 7 белорусских соискателей, одно предприятие стало лауреатом, еще 4 — дипломантами. Это говорит о том, что объективность нашей оценки достаточно высока. Кстати, по условиям Премии СНГ оценку могут давать только эксперты другой страны, а не той, где работает предприятие.

- Как полагаете, будут ли субъекты хозяйствования экономить на конкурсной деятельности в 2009 г., если учесть последствия мирового кризиса?

— Думаю, экономить на этом никто не станет. К примеру, для предприятий с численностью работников до 250 человек взнос на участие в конкурсе на соискание Премии правительства составляет 60 БВ, свыше 1500 человек — 150 БВ. Эти взносы используются на организационно-техническое обеспечение конкурса. К нам еще никто не обращался с заявлением, что такие расходы являются финансовым бременем. Зато отдача для тех, кто получает дипломы и право использования эмблемы премии, очевидна — это высокая и престижная оценка на государственном уровне, доверие потребителей и партнеров. И даже если не удалось победить, расходы с лихвой компенсируются открытием новых возможностей по совершенствованию своей деятельности.

Беседовал Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях