$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Конкурировать на равных

10.11.2009

Перспективы создания полноценной зоны свободной торговли в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и планы по совместному вступлению в ВТО заставляют задаться вопросом: насколько готова белорусская экономика к открытой конкуренции с производителями других стран? Ведь до сих пор тыл отечественных предприятий надежно прикрывали общие и индивидуальные меры тарифного и нетарифного регулирования. Уже сегодня необходимо объективно посмотреть на положение дел как у отдельных субъектов хозяйствования, так и в целых секторах народнохозяйственного комплекса.

Нынешний кризис стал своеобразной проверкой национальных экономик, в особенности тех, которые, как и белорусская, ориентированы на внешние рынки. Сокращение объемов мировой торговли вызвало закономерное падение экспорта в большинстве стран, однако темпы снижения у всех разные. К примеру, если в этом году наш экспорт сократился почти наполовину, то немецкий — примерно на 20%.

Как отметила в ходе XII Минского форума замдиректора исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая, причина нынешнего провала — в структуре и недостаточной диверсификации нашей внешней торговли. Российский дефолт, после которого белорусский экспорт в 1999 г. сократился на 26,4%, подтолкнул страну к поиску новых рынков сбыта. С тех пор доля РФ в наших поставках за рубеж сократилась с 54,5% до 32,1% в 2008 г., а дальнего зарубежья (вне СНГ) возросла с 39,2 до 56,2%.

Но этого оказалось недостаточно, чтобы обеспечить полноценную диверсификацию, поскольку с 1999 г. количество экспортируемых товаров сократилось. Если 10 лет назад мы поставляли в ЕС 46,8% из 2852 пятизначных товарных позиций, определяемых по международной системе SITC, то в 2008 г. — 42,6%. Беднее стал ассортимент экспорта на наши традиционные рынки: в торговле с Россией — с 68,5 до 56,3%, с Украиной — с 31,8 до 28,1%. При этом в последние годы Беларусь сосредоточилась на торговле природными ресурсами. Их доля в общем экспорте увеличилась с 22,9% в 1998 г. до 47,9% в 2008 г. Такой рост отмечен как по отношению к СНГ, так и дальнему зарубежью, причем во втором случае почти втрое — с 22,1 до 62,7%.

Одновременно доля продукции с высокой долей квалифицированного труда (сюда по привычной нам классификации относятся инвестиционные товары) сократилась с 29,2 до 18%, в т.ч. при торговле с СНГ с 34,7 до 29,1%, вне СНГ — с 18,4% до 10,8%.

Конечно, соблазн воспользоваться бурным спросом на нефтепродукты и калийные удобрения на внешнем рынке был велик, и грех упустить такую возможность заработать. Но снижение в экспортной корзине удельного веса других товаров сделало экономику страны крайне чувствительной к колебаниям внешних рынков. Ведь, по сути, наш рост в прежние годы оставался конъюнктурным. Пока поднимались фьючерсы на сырье, подогреваемые спросом и ограниченностью мировых запасов, увеличивались и наши поставки. Обвал сырьевых рынков «очистил» белорусский экспорт от конъюнктурной составляющей, показав во многом истинное положение дел.

ПРИ ЭТОМ высокая уязвимость белорусской экономики, которая, к слову, до сих пор не оценена мировыми рейтингами конкурентоспособности, остается серьезным сдерживающим фактором нашей интеграции в глобальное экономическое пространство. Похоже, этим обстоятельством в последние годы объяснялась очевидная неторопливость переговоров о вступлении Беларуси в ВТО, пока они завершены лишь с 10 странами.

Да и директор департамента ВЭД МИДа Валерий Садохо признал, что республика пока не готова к тому, чтобы обнулить ввозные пошлины. У нас, как и в России, такой шаг рассматривается как определенная угроза национальной экономике. Поэтому, чтобы сгладить возможные негативные последствия, принято решение двигаться в ВТО Таможенным союзом.

Тем не менее пока неясно, произойдет ли это в обозримой перспективе. К примеру, российский премьер Владимир Путин уже неоднократно выражал сомнение относительно целесообразности вступления в ВТО, нет однозначной позиции на этот счет у руководства Беларуси и Казахстана. Пока же установление режима свободного обращения товаров, в т.ч. происходящих из третьих стран, в рамках Таможенного союза уже может стать серьезным испытанием нашей конкурентоспособности.

Правда, отсутствие точной информации, как и по каким правилам будет жить этот Союз, не только порождает тревожные настроения среди белорусского бизнеса, но и отпугивает иностранных инвесторов, заявил на минском форуме депутат Германского Бундэстага Георг Ширмбек.

Немцы всерьез опасаются, что Таможенный союз возьмет за основу своей экономической политики только российские интересы. А ведь отношения ЕС и России в последние годы развивались не совсем конструктивно. Между тем именно Европа является крупнейшим мировым рынком сбыта и именно туда, по мнению Г.Ширмбека, должны стремиться белорусские товары.

Иностранные участники форума также высказали обеспокоенность тем, что в Беларуси практически приостановлена приватизация, рассматриваемая на Западе как неотъемлемый инструмент повышения конкурентоспособности. Член Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси Роберт Кирхнер считает ошибочным мнение, что на фоне падения мирового фондового рынка и удешевления активов нельзя распродавать госсобственность. Почему-то в Беларуси думают исключительно о фискальном результате — получении денег от продажи предприятий, в то время как это способно не только пополнить казну, но и повысить эффективность работы экономики и ослабить проблему отрицательного платежного баланса. По мнению немецкого эксперта, именно сейчас есть смысл активно проводить приватизацию в секторах, наименее потерпевших от кризиса, — в пищевой промышленности, энергетике, телекоммуникациях, банковском секторе.

МНОГОЕ будет зависеть от дальнейшей либерализации условий хозяйствования. Как заверил участников мероприятия начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Сергей Дубков, реформы продолжат, чтобы открыть страну для иностранных инвесторов и создать конкурентную среду во всех сферах экономики. Для этого, по его оценке, целесообразно совместно с правительством в кратчайшие сроки сформировать общую программу действий на 2010-2014 гг.

В первую очередь Нацбанк предлагает привести нормы белорусского законодательства в соответствие с лучшими международными стандартами, что должно позволить Беларуси уже в 2010 г. войти в тридцатку лучших стран в рейтинге по условиям деловой среды, а в течение 2-3 лет попасть в 30-50 лидеров по индексам конкурентоспособности, экономической свободы, инновационности, восприятия коррупции.

По мнению С.Дубкова, предприятиям необходимо предоставить возможность самостоятельно определять количество работников и уровень оплаты труда, отменив обязательное применение единой тарифной сетки. Нацбанк также за создание равных условий хозяйствования для субъектов всех форм собственности, уход от регулирования цен, установление размеров штрафов, адекватных нарушениям, приведение бухучета и отчетности в соответствие с международными стандартами.

Помимо либерализации законодательства в среднесрочной перспективе ставку намерены сделать на стимулирование внутреннего спроса посредством увеличения реальной заработной платы и выходом с 2011 г. на ежегодные объемы строительства жилья не менее 10 млн. м2.

Дополнительные деньги должны прийти в экономику в результате развития различных финансовых институтов: инвестиционных, страховых, венчурных, пенсионных, а также фондового рынка. С другой стороны, свободные средства могут пополниться за счет снижения в ближайшие 2-4 года налоговой нагрузки до уровня стран — основных торговых партнеров.

Процесс будет сопровождаться модернизацией и структурной перестройкой всех действующих предприятий, позволяющей снизить импортоемкость и повысить конкурентоспособность. В результате будут созданы экспортные производства с высоким удельным весом добавленной стоимости, а в целом в промышленности получат широкое распространение нано- и биотехнологии. По мнению представителя Нацбанка, перечисленные меры позволят республике к 2014 г. выйти на положительное сальдо внешней торговли.

ПЛАНЫ представляются достаточно перспективными, если учесть мнение растущего числа экономистов о том, что дно кризиса уже позади и экономика возвращается на путь выздоровления. По крайней мере мир сделал должные выводы, убежден руководитель финансового института Коммерцбанка Пер Фишер. В частности, стиль работы пересмотрела банковская система, сокращены краткосрочные рисковые операции с ценными бумагами и увеличена доля долгосрочных проектов. А щедрое госфинансирование (только в Германии банковской системе были предоставлены гарантии в размере 400 млрд. EUR) позволило восстановить стабильность. Поправив свое положение, часть банков уже начала возврат заимствованных у государства средств.

Вслед за банковской системой начинает оживать реальный сектор ЕС. Антикризисным спасательным кругом для предприятий стало сохраненное кредитование экономики, стимулирование внутреннего спроса через снижение подоходного и социального налогов населения, субсидии на утилизацию подержанных автомобилей и ряд других мер. Конечно, говорить о полной победе над кризисом еще рано, однако среди аналитиков и бизнесменов отмечается рост оптимистических настроений. Иные уже начинают строить предположения, кто какие ниши займет в новом, посткризисном мире.

Разумеется, если заявленные в нашей стране реформы будут реализованы, это повысит наш шанс вписаться в обновленную глобальную экономику. Иначе придется опять довольствоваться не более чем конъюнктурным ростом, попутно оттачивая мастерство в протекционизме внутреннего рынка.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях