Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конкурентность пива в руках правительства

В Беларуси, начиная с 1999г., наметилась тенденция сокращения производства пива (примерно на 10% в год) при одновременном росте его потребления. Согласно статистическим данным, сегодня общий объем производства пива составляет примерно 22--23 млн. дек...
В Беларуси, начиная с 1999г., наметилась тенденция сокращения производства пива (примерно на 10% в год) при одновременном росте его потребления. Согласно статистическим данным, сегодня общий объем производства пива составляет примерно 22--23 млн. декалитров (дал) в год, экспорт -- 4,6 млн.дал, импорт -- 3,2 млн.дал. При этом отсутствие до последнего времени учета ввозимого из России пива позволяло легализовать "серый импорт", величина которого по экспертным оценкам превышает 12 млн.дал в год. Происходит вытеснение белорусского пива не только с внешнего, но и внутреннего рынков.

В результате в республиканский и местные бюджеты сокращаются налоговые поступления, падают доходы производителей. Более того, гомельский и новогрудский пивзаводы в результате убыточности остановились. В чем причина данного положения отечественных производителей пива?

Для предприятий республики характерна небольшая величина производственных мощностей и неполное ее использование (66,5% в среднем по республике). Из 15 пивзаводов 5 имеют мощность менее 1 млн.дал в год, 10 -- менее 2 млн., 11 -- менее 4 млн.дал и лишь "Крынiца" достигает 6,1 млн.дал в год.

Тем временем в российском пивоварении четко прослеживается тенденция концентрации капитала и производства. Следствием является развитие таких гигантов, как "Балтика", "Очаково" и пр., которые имеют огромные финансовые возможности. Так, расходы на рекламу российских производителей только на территории Беларуси в год составляют 300--400 тыс.USD. В свою очередь, суммарный рекламный бюджет белорусских пивоваров не превышает 50 тыс.USD.

Нехватка финансовых ресурсов обусловливает крайне низкий уровень инвестиций. В результате технологическое оборудование отрасли физически изношено примерно на 85%, не говоря уже о моральном износе.

Качество пива во многом зависит от сырья. Из 33,2 тыс.т пивоваренного ячменя, заготовленного в 2002г., I классу соответствовало лишь 18 тыс.т (54,2%). И это при том, что стандарт Беларуси предполагает производство пивоваренного ячменя более низкого класса, чем это установлено требованиями ведущих мировых производителей. Несмотря на невысокое качество отечественного ячменя, стоит он гораздо дороже, чем за рубежом. Так, например, в 2002г. цена одной тонны пивоваренного ячменя в РБ составляла 110 USD, в то время как в РФ -- 65 USD. Стремясь проводить политику импортозамещения, мы подчас существенно снижаем эффективность работы народного хозяйства в целом. Возможно, необходимо шире использовать научные знания, в частности, созданную свыше 100 лет назад теорию сравнительных преимуществ, а не усложнять жизнь пивоварам, издавая документы в духе постановления Совмина от 5.09.2003г. N 1161 "Об упорядочении ввоза и оборота ячменя пивоваренного на территории Республики Беларусь" (см. Информбанк этого номера, с. 4).

Не способствует развитию пивоваренной отрасли и налоговая политика. В отпускной цене пива акциз составляет 15--18%. При этом данный налог рассчитывается в евро, курс которого постоянно растет. Отпускные цены не могут так быстро меняться, что ведет к снижению результативности хозяйственной деятельности.

Решить проблемы конкурентоспособности отечественной продукции, к сожалению, нередко пытаются с помощью административных методов хозяйствования. Во многих регионах разрешается продавать только свое пиво. Таким образом региональные власти обеспечивают сбыт и темпы роста продукции в регионе, пополнение местных бюджетов.

В отношении импортного пива также используются ограничения. Так, в частности, постановлением Совмина от 2002-08-23г. N 1143 "Об упорядочении ввоза и оборота пива солодового на территории Республики Беларусь" определен минимальный объем импортируемого пива. В данном случае установление квот на ввоз пива должно обеспечить прозрачность рынка, дополнительные поступления в бюджет.

В целях защиты внутреннего рынка наши пивовары предлагают обязать все торговые организации иметь в своем ассортименте не менее 90% объема пива белорусских заводов, установить квоту на ввоз импортного пива на уровне 1--1,5% от произведенного в Беларуси. Вместе с тем следует отметить, что данные меры приносят эффект только в краткосрочный период. Мировая практика доказала, что наилучшим условием повышения эффективности является конкуренция.

В целом, чтобы в будущем мы отдавали предпочтение отечественному пиву, необходимо в первую очередь предоставить предприятиям больше экономической свободы, в т. ч. при приобретении материальных ресурсов. В целях увеличения в перспективе налоговых поступлений пивоваренным заводам следует сейчас создать условия зарабатывания денег для технического перевооружения, в т. ч. через продление временно предоставленных льгот на ввоз оборудования.