$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА©

01.11.2013

как осознанная социальная значимость

На фоне напряженных инфляционных ожиданий решение правительства Беларуси о сокращении перечня социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством, выглядит смелым шагом в сторону либерализации экономики. Однако это повлияет на итоговый индекс потребительских цен гораздо меньше, чем тарифы белорусских монополистов и девальвационные ожидания, обеспечившие в сентябре рывок инфляции сразу на 1,7%.

Постановлением Совмина от 25.10.2013 № 934, вступающим в силу с 1 ноября, существенно урезан перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, утв. постановлением Совмина от 14.04.2011 № 495. Из 26 товарных позиций исключены 7: фарши из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров; пельмени из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров замороженные; кровяные и ливерные колбасы, мясные хлебы, зельцы, паштеты из говядины, свинины, мяса кур и цыплят-бройлеров, субпродуктов говяжьих, свиных, куриных; сыры из коровьего молока ферментные твердые, полутвердые и мягкие; рыба соленая (семейство сельдевых); кофе, чай и соль поваренная пищевая.

Кроме того, из перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденным постановлением № 495, исключены бананы, лимоны, апельсины, чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения. При этом из перечня товаров для детей, цены на которые также регулируются исполкомами, исключены вся одежда и обувь, кроме предназначенной для новорожденных и детей ясельного возраста, а также крем- мыло туалетное, детские кровати, коляски и одеяла. Перечень остальных товаров для детей несколько скорректирован и уточнен. Исполкомам не придется больше регулировать тарифы на оказываемые населению услуги по ремонту обуви, поскольку, как говорится в комментарии Минэкономики, «в данном секторе услуг сложилась устойчивая конкурентная среда».

Напомним, в разряд социально значимых перечисленные товары были включены в 2011 г. постановлением Совмина от 7.12.2011 № 1655, когда власти, пытаясь притормозить гиперинфляцию административными мерами, расширили перечень с 13 до 26 позиций. Теперь же, по мнению Минэкономики, «принятое решение в области ценообразования позволит отечественным товаропроизводителям самостоятельно определять уровень цен в конкурентных условиях, создаст дополнительные возможности для оперативного реагирования на изменяющиеся условия хозяйствования, что особенно актуально в связи с усилением конкуренции со стороны иностранных производителей. Для потребителей товаров усиление конкуренции приведет к дополнительным бонусам в части предлагаемого ассортимента товара, его цены, качества, условий привлечения к реализуемому товару».

Заметим, что главным «бонусом» для покупателей стал весьма скромный рост цен на многие из товаров, изъятых из списка социально значимых. Например, за январь–сентябрь цены на сельдь соленую выросли всего на 0,9%, сыры — на 3,6%, чай — 5%. На 6,3% подорожали за 9 месяцев синтетические моющие средства, 55,4% которых на потребительском рынке республике — иностранного производства. На кофе цены вообще упали на 1,1%, а на бананы — на 13,1%. Правда, цитрусовые подорожали на 11,3%, но вряд ли госрегулирование способно остановить этот процесс: гораздо больше здесь влияют затраты, закладываемые в экономическое обоснование цен. И если бананы в Эквадоре хорошо уродились, а апельсины в Испании и Марокко — не очень, то эхо этих событий отразится на наших прилавках и без помощи исполкомов.

Поэтому нынешняя либерализация цен мало что изменит в инфляционном раскладе, на который гораздо больше влияют регулируемые государством, но устанавливаемые государственными же монополистами цены на топливо, тарифы ЖКХ и транспорта. Скорее всего, они будут расти и далее, тем более что в рамках совершенствования тарифной политики в плане совместных действий Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики запланировано поэтапное сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования.

Последним достижением в этой сфере стало повышение постановлением Минэкономики от 8.10.2013 № 74 тарифов на проезд в пригородных поездах сразу на 28,6%, на региональных линиях поездами эконом-класса и бизнес-класса — в 1,5 раза, а на перевозки багажа — на 50%. Кстати, взамен постановлением № 934 перечень услуг, оказываемых населению, тарифы, на которые регулируются исполкомами, дополнен перевозкой пассажиров внутренним водным транспортом общего пользования в регулярном сообщении — специально для поддержания ценовой доступности таких перевозок для населения заречной зоны Лоевского района Гомельской области и Пинского района Брестской области. Поддерживать доступность электричек, видимо, не обязательно — пенсии и бюджет прожиточного минимума уже повышены.

Итак, постановлением № 934 территория свободных цен расширились почти настолько, насколько она сократилась год назад. Между тем регулирование в Беларуси цен на социально значимые товары (работы, услуги) по-прежнему рассматривается МВФ как признак избыточного вмешательства государства в экономику, а Минэкономразвития РФ — как одно из торговых ограничений в отношении российских товаров, мешающих снятию взаимных барьеров на рынке Единого экономического пространства. Так что одним постановлением № 934 эти проблемы не решить.

Дмитрий КОРШУНОВ

СПРАВКА «ЭГ»

С 1 ноября 2013 г. в перечне социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики, осталось 19 товарных позиций:

хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%;

мясо (говядина, свинина);

мясо кур и цыплят-бройлеров;

яйцо куриное свежее;

субпродукты говяжьи, свиные, куриные;

вареные колбасы, сосиски и сардельки;

молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметана, творог;

масло коровье сливочное без наполнителей;

сухие смеси и каши для детского питания;

мясные, мясо-растительные, рыбные и рыбо-растительные консервы для детского питания;

овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания;

масло подсолнечное и рапсовое;

рыба свежая (семейство карповых);

рыба свежемороженая в тушках, с головой и без, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, тресковых, сельдевых, скумбриевых, аргентиновых);

сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 г и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки);

мука пшеничная;

крупа: рис белый шлифованный, пшено, гречневая, манная, перловая, ячневая, овсяная;

хлопья овсяные без вкусовых и иных добавок;

сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы.

Кроме того, облисполкомы и Минский горисполком продолжат регулировать цены на:

свежие картофель, капусту белокочанную, свеклу столовую, морковь столовую, лук репчатый, огурцы, помидоры и яблоки;

твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения (в пределах норм, устанавливаемых Совмином);

товары для детей (белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное); бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно); чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно); обувь для детей ясельного возраста и малодетскую; мыло, зубную пасту; тетради школьные; соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей; санитарно-гигиенические изделия: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные).


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях