$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

КОНКУРЕНЦИЯ ЗАКУПОК©

10.04.2015

Государственные (муниципальные) закупки в ЕАЭС с 2016 г. планируется полностью осуществлять в электронном формате. Это активизирует взаимную торговлю стран-членов на общем рынке, сообщил член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов на состоявшейся в Минске международной конференции «Государственные закупки в Евразийском экономическом союзе: проблемы и задачи защиты конкуренции».

Годовой объем госзакупок в ЕАЭС оценивается в 266 млрд. USD, в котором вклад России — 250,4 млрд., Казахстана — 9,3 млрд., Беларуси — 5,1 млрд. и Армении — 1,2 млрд. USD. Но пока торговля на этом рынке еле теплится. В частности, Армения на текущий момент никак не засвидетельствовала своего желания выйти на него, что подтвердило отсутствие ее представителей на конференции. Казахстан юридически присоединился к рынку госзакупок Таможенного союза с 1.01.2014 г., однако с тех пор реальным участием в его функционировании также не отметился. Как пояснил Н.Алдабергенов, Астана все еще продолжает диалог с Москвой и Минском по взаимному признанию электронных цифровых подписей.

Беларусь и Россия данный этап преодолели два года назад, но ощутимых успехов по интеграции рынков госзакупок и они не достигли. Например, в 2013 г. (статистика 2014 г. еще не представлена в ЕЭК) российские поставщики участвовали в Беларуси в 1039 процедурах (лотах) госзакупок, победив в 630 из них и заключив контрактов с нашими заказчиками на общую сумму 54,9 млн. USD. Белорусские участники процедур российских госзакупок в том же 2013 г. заключили по их итогам 206 контрактов на сумму 227,8 млн. RUB. При этом наибольший вклад внесло Минобороны РБ, поставив в Россию по единственному контракту товаров на 84 млн. RUB. В «тройку» ведущих белорусских поставщиков вошли также ООО «Ассомедика» (34 млн. RUB) и НПРУП «КБТЭМ-ОМО» (28,1 млн. RUB).

Как прозвучало на конференции, в 2014 г. заметного прогресса по интеграции рынков госзакупок Беларуси и России не наблюдалось. Например, на электронной торговой площадке ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», которая входит в пул из 5 официальных ЭТП РФ, аккредитовано в настоящее время всего лишь 13 белорусских организаций, посетовал генеральный директор российского предприятия Яков Геллер. Он выразил удивление такой пассивностью наших поставщиков, поскольку на этой ЭТП аккредитованы 153 тыс. российских организаций, которые и делят между собой миллиарды бюджетного «пирога» РФ.

ЕЭК в 2015 г. намерена акцентировать внимание в своей деятельности на мониторинге законодательства и практике госзакупок государствами — членами ЕАЭС, принятии ими актов об установлении особенностей осуществления госзакупок, в т.ч. изъятий из национального режима, проинформировал Н. Алдабергенов. Дело в том, что, несмотря на декларирование странами-партнерами стремления к унификации законодательства о госзакупках в ЕАЭС, они в своих НПА нередко принимают нормы противоположного действия, руководствуясь национальными приоритетами.

Например, в 2012 г. Правительство РФ приняло постановление от 30.03.2012 г. № 269, согласно которому при изготовлении по госзаказу форменной одежды в этой стране обязательным было использование камвольных тканей лишь российского происхождения. ЕЭК способствовала его отмене, следствием чего стало увеличение в 2013 г. в 2,3 раза, до 58,1 млн. USD, объема поставок белорусскими предприятиями легпрома камвольных тканей и вещевого имущества для федеральных органов исполнительной власти России.

Правда, спустя некоторое время Правительство РФ постановлением от 24.12.2013 № 1224 и серией распоряжений за 2014 г. опять предписало использование для нужд силовых структур продукции российских производителей. Указанные документы требуют, в частности, при исполнении вещевого госзаказа использования тканей ООО «Брянский камвольный комбинат», что сильно сузило рынок сбыта нашего производителя текстильной продукции ОАО «Камволь».

При отсутствии ограничений поставки его тканей в Россию можно увеличить приблизительно на 1 млн. погонных метров в год, что эквивалентно повышению экспортного потенциала «Камволя» в размере 10 млн. USD, уточнил первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Вячеслав Мирусин. Беларуси и на этот раз удалось добиться рассмотрения данного вопроса на заседании Коллегии ЕЭК с надеждой на его положительное решение.

Впрочем, это далеко не единственный камень преткновения на пути к формированию эффективно функционирующего рынка госзакупок ЕАЭС. Различия в национальных законодательствах, регулирующих данную сферу, являются основной причиной низкого интереса поставщиков государств-членов к продвижению своей продукции на рынки стран-партнеров, считает исполнительный директор по аналитике Ассоциации электронных торговых площадок РФ Илия Димитров. Поэтому у ЕЭК сегодня много работы для устранения этого барьера.

Однако наднациональному органу вряд ли удастся справиться с этой задачей в ближайшей перспективе. В настоящее время члены ЕАЭС активно работают над поправками в национальные законодательства, при этом предлагается немало норм, направленных на экономическую поддержку своих товаропроизводителей, но при этом идущих вразрез с интеграционными требованиями.

В частности, Минэкономразвития РФ подготовило поправки в Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым в России планируется ввести новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов. Он позволит заказчикам покупать товары напрямую у производителя — без проведения конкурса.

Такие контракты со сроком исполнения до 7 лет предлагается заключать на основании соглашений о локализации производства. Если компания развивает производство российской продукции, то государство будет выкупать ее продукцию без торгов, как у единственного поставщика. При этом для исполнения долгосрочных контрактов не требуется предоставления обеспечения, а расторжение его договора с заказчиком допускается только по решению федерального суда. Данные поправки в настоящее время находятся на рассмотрении Правительства России.

Цель механизма долгосрочных контрактов — стимулирование местных поставщиков создавать российские производства. Но он непрозрачен, носит коррупционный характер, направлен на создание необоснованных преференций для отдельных производителей и формирование условий для монополии на поставку товаров для госнужд — такова оценка экспертов.

Разумеется, реализация такого механизма в сфере госзакупок РФ представляется еще более дискриминационной для белорусских и казахстанских поставщиков, которые попросту не смогут претендовать на заключение долгосрочных контрактов. Оппоненты данного законопроекта полагают, что поощрение местных производителей не должно проводиться через механизм госзакупки, тем более что они и так осуществляются в основном у российских производителей.

Впрочем, есть немало направлений, по которым развитие национальных правовых систем в сфере госзакупок соответствует духу Договора о ЕАЭС. В первую очередь, это касается их «электронизации». Так, если в 2013 г. доля стоимости госзакупок, информация о которых размещалась на веб-порталах, составляла в России, Беларуси и Казахстане 52%, 45% и 26% соответственно, то с 2015 г. все три страны вышли по показателю информационной открытости на 100%.

Кроме того, государства-члены стремятся к переходу на электронный формат при применении всех способов закупок. Основным этапом по дальнейшему решению этой задачи, завершение которого ожидается в 2016 г., является заключение договоров в электронном виде. Необходимо создать такую систему электронных госзакупок между государствами, чтобы каждый предприниматель, живя, например, в Минске или Витебске, мог участвовать в электронных торгах в России и Казахстане и имел возможность, не выезжая, выигрывать их и заключать контракты, подчеркнул министр ЕЭК.

По итогам конференции была принята резолюция, инициирующая проведение в ближайшее время совещания руководителей уполномоченных структур и профильных министерств государств — членов ЕАЭС по актуальным вопросам интеграции и формирования общего рынка госзакупок.

Михал СТЕЛЬМАК