$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Конкуренция на союзной трассе

26.07.2016

Доля ОАО «МАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т по итогам I квартала т.г. снизилась до 7,6% против 10,7% в январе–марте 2015 г. Тем временем КАМАЗ увеличил свою долю с 48,9% до 60,7%, автозавод «Урал» – до 8%. «Подвинуться» пришлось зарубежным автоконцернам, в т.ч. осуществляющим сборку в РФ: их доля на российском рынке снизилась с 32,1 до 23,1%. Такие данные содержатся в опубликованном недавно отчете ПАО «КАМАЗ».

После того как переговоры о слиянии белорусского и российского автозаводов зашли в тупик, конкуренция между ними обострилась. При этом, судя по данным, размещенным на сайте КАМАЗа, – не в нашу пользу. В сегменте среднетоннажных грузовых автомобилей полной массой 8–14 тонн доля ОАО «МАЗ» на российском рынке сократилась с 4% в I квартале 2015 г. до 1,8% в январе–марте т.г., а КАМАЗа – с 4,4% до 2,7%, иностранных брендов – с 36,8% до 22,5%. Победителем в данном сегменте остался российский «ГАЗ», нарастивший свою долю на рынке с прошлогодних 50,8% до 72,1%.

По мнению аналитиков КАМАЗа, спрос на грузовые автомобили на российском и мировых рынках, в т.ч. в странах СНГ, зависит сегодня от общей макроэкономической конъюнктуры. При этом на рынках коммерческой техники наблюдается увеличение волатильности и изменение предпочтений покупателей.

Растут требования к потребительским свойствам и качеству автомобилей, к экономической эффективности, эргономике и комфорту, повышению надежности и долговечности, ресурсу, удельной грузоподъемности и топливной экономичности. В моде – внедрение технических новшеств на автотехнике уровня Евро 4 и выше. В новых моделях все шире применяются новые материалы и электронные системы. Потребители больше уделяют внимание полной стоимости владения автотехникой, т.е. не только цене приобретения, но и последующим эксплуатационным расходам.

Повысились требования клиентов к качеству сервисного обслуживания и обеспечению оригинальными запасными частями, увеличению интервалов межсервисного обслуживания. Все это заставляет автопроизводителей увеличивать гарантийные обязательства по сроку или пробегу. Ужесточаются требования к экологичности, а также безопасности эксплуатации автотранспорта.

Растет значимость предлагаемых клиентам финансовых услуг (лизинг, кредит, рассрочка), а также комплекса услуг послепродажного обслуживания. Для производителей это дополнительные расходы, причем как текущие, так и инвестиционного характера. Одновременно растет стоимость новых конструкторских решений и комплекса новых технологий. В целом в автомобилестроении наблюдается ускорение внедрения инноваций.

Все это влечет глобализацию и интеграцию автопроизводителей и поставщиков, укрупнение хозяйствующих субъектов, стремление к их объединению для решения общих хозяйственных, научно-исследовательских и инвестиционных задач. Таким образом, фактический отказ белорусских предприятий от альянсов с зарубежными корпорациями может существенно затруднить конкуренцию с ними на российском и мировых рынках.

Острая конкуренция развернулась на автомобильных рынках дальнего и ближнего зарубежья, где более весомую роль играют китайские производители. Согласно отчету КАМАЗа они занимают лидирующие позиции в Казахстане по продажам грузовых автомобилей (22%), опередив европейских производителей и МАЗ, который удерживает здесь 3-е место. Белорусские автомобилестроители сохраняют лидерство в Средней Азии и на Кавказе.

Также позиции МАЗа сильны в странах Юго-Восточной Азии, где минские грузовики опережают по продажам даже китайских конкурентов (Sinotruk, Dong Feng, FAW, JAC и др.). А вот в странах Ближнего Востока доминирующие позиции занимают западноевропейские производители грузовиков, корейские и индийские. Начинают осваивать этот регион и китайцы, оттеснившие белорусов. И вообще, не видно наших производителей согласно отчету КАМАЗа в странах Африки, Латинской и Южной Америки, Индии.

Согласно опубликованной консолидированной отчетности за I полугодие т.г. выручка ПАО «КАМАЗ» по российским стандартам составила 42,3 млрд. RUB (в 1,4 раза больше, чем годом ранее), а чистая прибыль сократилась в 5,8 раза, до 27,5 млн. RUB. Ранее по итогам 2015 г. чистый убыток КАМАЗа составил 3,3 млрд. RUB. Улучшить финансовый результат в текущем году российское предприятие смогло благодаря увеличению в 1,7 раза доходов от субсидий – до 6,25 млрд. RUB., тогда как убыток от продаж вырос в 1,85 раза, до 3,34 млрд. Общая реализация автомобилей КАМАЗ (РФ и экспорт) выросла на 31% к аналогичному периоду прошлого года, до 13 033 шт. КАМАЗ показывает результаты в январе–июне 2016 г. гораздо выше, чем в целом по рынку.

Тем временем, по данным, опубликованным Минфином РБ, выручка ОАО «МАЗ» за I квартал т.г. составила 1122,2 млрд. Br (до деноминации), что в текущих ценах на 31,6% больше, чем  в январе–марте 2015 г. При этом убыток от реализации сократился на 40,2% – до 119,1 млрд., а чистый убыток – на 22,8%, до 292,6 млрд. Br.

Состязание за рынки сбыта между двумя заводами продолжится. КАМАЗ намерен вложить в текущем году около 7 млрд. RUB, в основном на разработку нового автомобиля, двигателя и кабины, а в 2017-м – еще 7–10 млрд. Главным источником финансирования должен стать облигационный заем на 10 млрд. RUB под гарантии государства. В проекте Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 гг. запланировано удвоить производство автотехники в холдинге «БЕЛАВТОМАЗ» за 5 лет до 14,5 тыс. ед. в год и увеличить объем экспорта на 103,6%, сохранить свои позиции на рынках сбыта. При этом предполагается нарастить двигателей в 1,44 раза, до 100 тыс. ед. в год, освоить производство новых поколений 3-х, 4-х и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей классов Евро 5, Евро 6 и Stage 4, а также двигателей на газомоторном топливе.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА