Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Промышленность
26.07.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конкуренция на союзной трассе

Доля ОАО «МАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т по итогам I квартала т.г. снизилась до 7,6% против 10,7% в январе–марте 2015 г. Тем временем КАМАЗ увеличил свою долю с 48,9% до 60,7%, автозавод «Урал» – до 8%. «Подвинуться» пришлось зарубежным автоконцернам, в т.ч. осуществляющим сборку в РФ: их доля на российском рынке снизилась с 32,1 до 23,1%. Такие данные содержатся в опубликованном недавно отчете ПАО «КАМАЗ».

После того как переговоры о слиянии белорусского и российского автозаводов зашли в тупик, конкуренция между ними обострилась. При этом, судя по данным, размещенным на сайте КАМАЗа, – не в нашу пользу. В сегменте среднетоннажных грузовых автомобилей полной массой 8–14 тонн доля ОАО «МАЗ» на российском рынке сократилась с 4% в I квартале 2015 г. до 1,8% в январе–марте т.г., а КАМАЗа – с 4,4% до 2,7%, иностранных брендов – с 36,8% до 22,5%. Победителем в данном сегменте остался российский «ГАЗ», нарастивший свою долю на рынке с прошлогодних 50,8% до 72,1%.

По мнению аналитиков КАМАЗа, спрос на грузовые автомобили на российском и мировых рынках, в т.ч. в странах СНГ, зависит сегодня от общей макроэкономической конъюнктуры. При этом на рынках коммерческой техники наблюдается увеличение волатильности и изменение предпочтений покупателей.

Растут требования к потребительским свойствам и качеству автомобилей, к экономической эффективности, эргономике и комфорту, повышению надежности и долговечности, ресурсу, удельной грузоподъемности и топливной экономичности. В моде – внедрение технических новшеств на автотехнике уровня Евро 4 и выше. В новых моделях все шире применяются новые материалы и электронные системы. Потребители больше уделяют внимание полной стоимости владения автотехникой, т.е. не только цене приобретения, но и последующим эксплуатационным расходам.

Повысились требования клиентов к качеству сервисного обслуживания и обеспечению оригинальными запасными частями, увеличению интервалов межсервисного обслуживания. Все это заставляет автопроизводителей увеличивать гарантийные обязательства по сроку или пробегу. Ужесточаются требования к экологичности, а также безопасности эксплуатации автотранспорта.

Растет значимость предлагаемых клиентам финансовых услуг (лизинг, кредит, рассрочка), а также комплекса услуг послепродажного обслуживания. Для производителей это дополнительные расходы, причем как текущие, так и инвестиционного характера. Одновременно растет стоимость новых конструкторских решений и комплекса новых технологий. В целом в автомобилестроении наблюдается ускорение внедрения инноваций.

Все это влечет глобализацию и интеграцию автопроизводителей и поставщиков, укрупнение хозяйствующих субъектов, стремление к их объединению для решения общих хозяйственных, научно-исследовательских и инвестиционных задач. Таким образом, фактический отказ белорусских предприятий от альянсов с зарубежными корпорациями может существенно затруднить конкуренцию с ними на российском и мировых рынках.

Острая конкуренция развернулась на автомобильных рынках дальнего и ближнего зарубежья, где более весомую роль играют китайские производители. Согласно отчету КАМАЗа они занимают лидирующие позиции в Казахстане по продажам грузовых автомобилей (22%), опередив европейских производителей и МАЗ, который удерживает здесь 3-е место. Белорусские автомобилестроители сохраняют лидерство в Средней Азии и на Кавказе.

Также позиции МАЗа сильны в странах Юго-Восточной Азии, где минские грузовики опережают по продажам даже китайских конкурентов (Sinotruk, Dong Feng, FAW, JAC и др.). А вот в странах Ближнего Востока доминирующие позиции занимают западноевропейские производители грузовиков, корейские и индийские. Начинают осваивать этот регион и китайцы, оттеснившие белорусов. И вообще, не видно наших производителей согласно отчету КАМАЗа в странах Африки, Латинской и Южной Америки, Индии.

Согласно опубликованной консолидированной отчетности за I полугодие т.г. выручка ПАО «КАМАЗ» по российским стандартам составила 42,3 млрд. RUB (в 1,4 раза больше, чем годом ранее), а чистая прибыль сократилась в 5,8 раза, до 27,5 млн. RUB. Ранее по итогам 2015 г. чистый убыток КАМАЗа составил 3,3 млрд. RUB. Улучшить финансовый результат в текущем году российское предприятие смогло благодаря увеличению в 1,7 раза доходов от субсидий – до 6,25 млрд. RUB., тогда как убыток от продаж вырос в 1,85 раза, до 3,34 млрд. Общая реализация автомобилей КАМАЗ (РФ и экспорт) выросла на 31% к аналогичному периоду прошлого года, до 13 033 шт. КАМАЗ показывает результаты в январе–июне 2016 г. гораздо выше, чем в целом по рынку.

Тем временем, по данным, опубликованным Минфином РБ, выручка ОАО «МАЗ» за I квартал т.г. составила 1122,2 млрд. Br (до деноминации), что в текущих ценах на 31,6% больше, чем  в январе–марте 2015 г. При этом убыток от реализации сократился на 40,2% – до 119,1 млрд., а чистый убыток – на 22,8%, до 292,6 млрд. Br.

Состязание за рынки сбыта между двумя заводами продолжится. КАМАЗ намерен вложить в текущем году около 7 млрд. RUB, в основном на разработку нового автомобиля, двигателя и кабины, а в 2017-м – еще 7–10 млрд. Главным источником финансирования должен стать облигационный заем на 10 млрд. RUB под гарантии государства. В проекте Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 гг. запланировано удвоить производство автотехники в холдинге «БЕЛАВТОМАЗ» за 5 лет до 14,5 тыс. ед. в год и увеличить объем экспорта на 103,6%, сохранить свои позиции на рынках сбыта. При этом предполагается нарастить двигателей в 1,44 раза, до 100 тыс. ед. в год, освоить производство новых поколений 3-х, 4-х и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей классов Евро 5, Евро 6 и Stage 4, а также двигателей на газомоторном топливе.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений