Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Промышленность
19.07.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Конкуренция на рынках грузовиков растет

Доля ОАО «МАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т по итогам I квартала текущего года снизилась до 7,6% против 10,7% в январе-марте 2015г. Тем временем «КАМАЗ» увеличил свою долю с 48,9% до 60,7%, автозавода «Урал» -- до 8%. «Подвинуться» пришлось зарубежным автоконцернам, в т.ч. осуществляющим сборку в РФ: их доля на российском рынке снизилась с 32,1 до 23,1%. Такие данные содержатся в опубликованном недавно отчете ОАО «КАМАЗ».

В сегменте среднетоннажных грузовых автомобилей полной массой 8 – 14 тонн доля ОАО «МАЗ» на российском рынке сократилась с 4% в I квартале 2015 г. до 1,8% в январе–марте текущего года, а КАМАЗа – с 4,4% до 2,7%, иностранных брендов – с 36,8% до 22,5%. Победителем в данном сегменте остался российский «ГАЗ», нарастивший свою долю на рынке с прошлогодних 50,8% до 72,1%.

По мнению аналитиков КАМАЗа, спрос на грузовые автомобили на российском и мировых рынках, в т.ч. в странах СНГ, зависит сегодня от общей макроэкономической конъюнктуры. При этом на рынках коммерческой техники наблюдается увеличение волатильности и изменение предпочтений покупателей.

Растут требования к потребительским свойствам и качеству автомобилей, к экономической эффективности, эргономике и комфорту, повышению надёжности и долговечности, ресурсу, удельной грузоподъёмности и топливной экономичности. В моде внедрение технических новшеств на автотехнике уровня евро-4 и выше. В новых моделях все шире применяются новые материалы и электронные системы. Потребители больше уделяют внимания полной стоимости владения автотехникой, т.е. не только цене приобретения, но и последующим эксплуатационным расходам.

Повысились требования клиентов к качеству сервисного обслуживания и обеспечению оригинальными запасными частями, увеличению интервалов межсервисного обслуживания. Все это заставляет автопроизводителей увеличивать гарантийные обязательства по сроку или пробегу. Ужесточаются требования к экологичности, а также безопасности эксплуатации автотранспорта.

Растёт значимость предлагаемых клиентам финансовых услуг (лизинг, кредит, рассрочка), а также комплекса услуг послепродажного обслуживания. Для производителей это дополнительные расходы, причем как текущие, так и инвестиционного характера. Одновременно растет стоимость новых конструкторских решений и комплекса новых технологий. В целом в автомобилестроении наблюдается ускорение внедрения инноваций.

Все это влечет глобализацию и интеграцию автопроизводителей и поставщиков, укрупнение хозяйствующих субъектов, стремление к их объединению для решения общих хозяйственных, научно- исследовательских и инвестиционных задач. Таким образом, фактический отказ белорусских предприятий от альянсов с зарубежными корпорациями может существенно затруднить конкуренцию с ними на российском и мировых рынках.

Острая конкуренция развернулась на автомобильных рынках дальнего и ближнего зарубежья. При этом все более весомую роль играют здесь китайские производители. Согласно отчету КАМАЗа, они занимают лидирующие позиции в Казахстане по продажам грузовых автомобилей (22%), опередив европейских производителей и МАЗ, который удерживает здесь 3 место. Белорусские автомобилестороители сохраняют лидерство в Средней Азии и на Кавказе.

Также позиции МАЗа сильны в странах Юго-Восточной Азии, где минские грузовики опережают по продажам даже китайских конкурентов (Sinotruk, Dong Feng, FAW, JAC и др.). А вот в странах Ближнего Востока доминирующие позиции занимают западноевропейские производители грузовиков, корейские, индийские. Начинают осваивать этот регион и китайцы, оттеснившие белорусов. И вообще не видно наших производителей, согласно отчету «КАМАЗа», в странах Африки, Латинской и Южной Америки, Индии.

Согласно опубликованной бухгалтерской отчетности за I полугодие т.г. выручка ПАО «КАМАЗ» по российским стандартам составила 42,3 млрд. RUB (в 1,4  раза больше, чем годом ранее), а чистая прибыль сократилась в 5,8 раз до 27,5 млн. RUB. Ранее по итогам 2015 г. чистый убыток КАМАЗа составил 3,3 млрд. RUB. Улучшить финансовый результат в текущем году российское предприятие смогло благодаря увеличению в 1,7 раз доходов орт субсидий – до 6,25 млрд. RUB., тогда как убыток от продаж вырос в 1,85 раз до 3,34 млрд.

Общая реализация автомобилей КАМАЗ (РФ и экспорт) выросла на 31% к аналогичному периоду прошлого года, до 13 033 шт. «КАМАЗ» показывает результаты в январе–июне 2016 г. гораздо выше, чем в целом по рынку.

Тем временем, по данным, опубликованным Минфином РБ, выручка ОАО «МАЗ» за I квартал т.г. составила 1122,2 млрд. Br (до деноминации), что в текущих ценах на 31,6% больше, чем  в январе–марте 2015 г. При этом убыток от реализации сократился на 40,2% – до 119,1 млрд., а чистый убыток – на 22,8% до 292,6 млрд. Br.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by