Конкуренция и кооперация: как наша промышленность бьется о российские барьеры
Единой промышленной политике в рамках Евразийского экономического союза мешает несогласованность планов правительств и компаний, протекционистские барьеры, препятствующие равноправной конкуренции. Поиском решения этих проблем было посвящено заседание комитета по промышленной политике БелТПП «Производственная кооперация: вызовы и возможности».
Промышленность остается главной движущей силой белорусской экономики. На нее приходится 26,6% отечественного ВВП, в т.ч. 21,9% – на обрабатывающую промышленность, а также 4/5 прироста ВВП по итогам 10 месяцев т.г. При этом в текущем году именно промышленность демонстрирует наиболее высокие темпы роста по сравнению как с остальными отраслями, так и с нашими партнерами по ЕАЭС. После спада 2015–2016 гг. в промышленности РБ наблюдается рост чистой прибыли и рентабельности. Экспорт в целом вырос на 22,6%, в т.ч. в страны дальнего зарубежья – на 19,8%, страны СНГ – на 26,9%, в Россию – на 20,1%. Результаты могли бы быть еще лучше при более согласованной промышленной политике в рамках ЕАЭС, укреплении кооперационных связей и ликвидации протекционистских барьеров. Для этого странам союза необходимо сформировать перечень кооперационных проектов, финансируемых Евразийским банком развития, принять проект концепции о создании евразийской сети трансфера технологий, считает начальник ГУ экономики промышленности Минэкономики Жанна Мильгуй.
До создания ЕАЭС мы решали производственные и внешнеторговые проблемы поодиночке, пытались наращивать экспорт, снижать импорт, выбирали между ценой и качеством и конкурировали друг с другом, отметил на заседании генеральный директор ООО «Дорэлектромаш» Юрий Тумаха. Выиграли от этого производители из третьих стран. Но, похоже, этот урок усвоили далеко не все. Многие крупные предприятия стран ЕАЭС продолжают конкурировать между собой, выпускают аналогичную продукцию, а вместо партнерства и кооперации закупают комплектующие и материалы за пределами союза. Это происходит на фоне падения рынка: платежеспособный спрос в машиностроении до сих пор ниже, чем в 2013 г. Положение усугубляется действиями российских властей. Жесткие требования постановлений правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к продукции, не имеющей аналогов, произведенной в Российской Федерации» и от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» к локализации производства промышленной продукции стали серьезным барьером для бывшего «сборочного цеха СССР». Сегодня некоторым белорусским промпредприятиям приходится завозить часть узлов и комплектующих через российские компании, чтобы получить доступ к преференциальным режимам Минпромторга РФ. Для участия в госпрограммах предоставления субсидий требуется высокий уровень локализации производства. Само по себе это выгодно, особенно в долгосрочной перспективе, но сначала требуются инвестиции. Изыскать их без поддержки государства нашим предприятиями сложно. Между тем российские и казахстанские конкуренты не дремлют.
Например, локализация остается основным вопросом для СЗАО «БЕЛДЖИ». Его директор Дмитрий Батраков признал, что очень тяжело уложиться в ценовые параметры по компонентам, которые ранее приобретались в Китае, а сегодня локализованы. Чтобы была конкурентоспособная цена, необходим «приличный объем». Сегодня СЗАО использует шины белорусского производства, российские аккумуляторы, создано СП по производству двигателей и коробок передач. Для свободной продажи легковых автомобилей на территории ЕАЭС требуются технологии сварки, окраски, сборки и уровень локализации. В текущем году для «БЕЛДЖИ» он составлял 30%, а в 2018-м должен достичь 50%. Чтобы решить эту задачу, приходится сотрудничать с группой ГАЗ и искать белорусских партнеров. Но все упирается в объемы производства.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЕАЭС пытается активно использовать холдинг «Гомсельмаш», создавший 6 совместных производств в России (в Брянске, Алтайском и Краснодарском крае, Башкортостане, Амурской и Оренбургской областях) и одно в Казахстане. Основной принцип здесь – углубление локализации и поэтапное наращивание выпуска техники, рассказал начальник маркетинг-центра ОАО «Гомсельмаш» Дмитрий Муляр. Создание таких структур вносит значительный вклад в сотрудничество между странами и отвечает их стратегическим интересам. В Казахстане СП пользуются господдержкой, а произведенная техника участвует в схеме финансового лизинга через «КазАгроФинанс».
С российскими предприятиями «Гомсельмаш» связывает длительное взаимовыгодное сотрудничество: они поставляют в Гомель материалы и комплектующие, металлопрокат, радиаторы, подшипники, гидравлику и аккумуляторы. В свою очередь «Гомсельмаш» поставляет мосты, механизмы переключения диапазонов, запчасти своему основному конкуренту на рынке РФ – заводу «Ростсельмаш». Между тем эффективной кооперации мешают барьеры, созданные российскими властями. Например, в соответствии с постановлением от 27.12.2012 № 1432 российские производители сельхозтехники получают субсидии из федерального бюджета в размере 15–20% от стоимости своей продукции. Это дает огромное преимущество россиянам и ставит в неравные конкурентные условия белорусских производителей, которые в программе субсидирования участвовать не могут. Не попало в эту программу и СП «Брянсксельмаш», созданное гомельским холдингом: постановлением № 1432 установлен перечень технологических операций, обязательных для размещения в России, а также ограничение размера субсидий в зависимости от численности персонала. Все попытки договориться с Минпромторгом РФ о признании техники «Брянсксельмаша» российской пока оставались бесплодными, хотя уровень локализации здесь – 50%.
Более того, если в 2015– 2016 гг. несколько комбайнов были включены в программу субсидирования, то в 2017 г. техника «Брянсксельмаш» была исключена на основании отсутствия на производственных площадях переделов, необходимых для производства. Попытки доказать уровень локализации не принесли успеха.
Для обеспечения прибыльности всех технологических переделов придется расширять производство на совместных предприятиях до уровня локализации 80%. В придачу 31 июля т.г. Минпромторг РФ утвердил дополнительный перечень обязательных технологических операций, в т.ч. по литью, сварке, штамповке отдельных элементов комбайнов. По мнению гомельчан, здесь используются «двойные стандарты». Например, «Ростсельмаш» использует мосты, произведенные на «Гомсельмаше», а также мосты, двигатели и иные комплектующие из дальнего зарубежья, что не мешает субсидировать ростовские комбайны.
Постановление № 719 постоянно повышает требования для признания продукции российской: в 2016 г. – не менее 13 технологических операций, с 2018 г. – не менее 14, с 2020 г. – не менее 15. В итоге продукция «Гомсельмаша» не может участвовать на равных в федеральной программе субсидирования и программе федерального лизинга через ОАО «Росагролизинг». Такие ограничения вынуждают или снижать цены на те же 15–20%, что ведет к огромным убыткам, или отказываться от поставок на традиционный рынок сбыта. Поэтому Д. Муляр призвал ЕЭК добиваться отмены действующих в РФ специфических субсидий.
ВОЗМОЖЕН ли иной путь? Например, главный конструктор ОАО «Минский моторный завод» Михаил Клессо надеется, что кооперация с российскими предприятиями – перспективное направление, позволяющее получить ряд преференций, обеспечивающих снижение цен и повышение конкурентоспособности на российском рынке, увеличить объемы выпуска и экспорт на рынок ЕАЭС. Так, ММЗ готов рассматривать изготовление СКД-комплектов с различной степенью локализации – до 75%. Также рассматриваются варианты сотрудничества по изготовлению двигателей на ряде российских заводов.
Свои примеры кооперации привел начальник отдела планирования и мониторинга технического развития ОАО «МАЗ» Олег Батура. Это создание для автомобилей МАЗ линейки двигателей уровня евро-5 мощностью 170–420 л.с. с Ярославским моторным заводом. В рамках производственной кооперации с «Северсталью» освоено производство высокопрочных импортозамещающих сталей для рам автомобилей. В шасси для установки различных коммунальных настроек, кранового оборудования, изотермических узлов, которые МАЗ поставляет через дилеров, доля локализации составляет от 50 до 90%. Но меры поддержки местных производителей, применяемые правительством РФ, все равно бьют по белорусским предприятиям. Так, благодаря государственным субсидиям техника «КАМАЗ» получается гораздо дешевле. В результате белорусы постепенно теряют свою долю российского рынка. Это особенно болезненно ощущалось во время спада 2012–2016 гг. В этом году рынок немного оживился, и это позволило увеличить продажи, но восстановить объемы удастся нескоро. А потому белорусские автомобилестроители также настаивают на обеспечении равных условий конкуренции на рынках ЕАЭС.
Впрочем, в Беларуси есть свои планы для промышленности. По мнению начальника управления маркетинга, тарифного и нетарифного регулирования ГУ ВЭС Минпрома Виталия Просвирова, об эффективности выполнения государственной программы развития машиностроительного комплекса можно судить по ряду показателей. Так, объем инвестиций в основной капитал предприятий машиностроения за 9 месяцев т.г. превысил 355 млн. BYN, в т.ч. в металлургии – 98 млн., производстве машин, оборудования – 95 млн., электронно-оптической аппаратуры – 41,1 млн., электрооборудования – 42,6 млн., транспортных средств и оборудования – 83,6 млн. BYN. Валовая добавленная стоимость (ВДС) на одного работника в металлургии выросла на 47,1% при задании 3,6%, а экспорт – на 29% при плане 16%. В производстве вычислительной техники ВДС на одного работника выросла на 11,4%, экспорт – на 17,9%, в производстве машин и оборудования – на 25,7% и 49,5% соответственно. В секции «электрооборудование» имеется отставание от плана на 7,8% и 4,3% соответственно. Но в целом показатели эффективности обеспечиваются, считают в Минпроме.
В рамках госпрограммы реализуется ряд инвестпроектов. Например, ОАО «Амкодор» строит завод спецмашин, ОАО «БМЗ» – комплекс по производству спецсталей мощностью 300 тыс. т в год, ОАО «МАЗ» ведет реконструкцию, холдинг «БелАз» создает мощности для увеличения производства самосвалов, ОАО «ММЗ» – малолитражных двигателей, ОАО «МТЗ» модернизирует производство для поэтапного увеличения выпуска современных тракторов мощностью от 180 л.с. Новые производства создает ОАО «Гомсельмаш», модернизируется ОАО «Горизонт», чтобы расширить выпуск интеллектуальной электроники.
ЕСЛИ о госпредприятиях постоянно (а порой, возможно, излишне) заботятся отраслевые министерства, то компаниям без ведомственной подчиненности приходится «крутиться» самим. Несмотря на обещания, в частниках не видят партнеров в госпрограммах, отмечали некоторые участники заседания. Они полагают, что залогом конкурентоспособности отечественной промышленности должна быть единая государственная политика для отрасли независимо от форм собственности. Возможно, частные компании смогли бы решить проблемы локализации производства и импортозамещения гораздо быстрее и дешевле, чем дорогостоящие инвестпроекты, реализуемые на госпредприятиях за бюджетный счет. Но руководители госпредприятий и чиновники не готовы брать на себя ответственность за сотрудничество с частниками, даже если выгода для всех очевидна.