$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОНКУРЕНЦИЯ – ЛЕКАРСТВО ОТ ЗАСТОЯ

31.08.2007

Лекарства делать выгодно. Спрос на них растет, емкость рынка постоянно увеличивается. Но такая динамика вовсе не смягчает конкурентную борьбу. Причем накал ее определяют мощные мировые компании, объединившиеся в ассоциацию международных фармацевтических производителей. Здесь деньги делают деньги. Миллиарды долларов тратятся во всем мире на разработку и продвижение лекарственных средств, чтобы вернуться к инвесторам в виде сверхдоходов. О том, как борется за свои ниши на внутреннем и внешнем рынках отечественная отрасль по производству лекарств, мы попросили рассказать председателя концерна «Белбиофарм» Михаила Михайловича ЧЕРЕПКА.

- Производство лекарств высокорентабельно. Но это вовсе не гарантирует процветание всем субъектам фармацевтического бизнеса. Какова стратегия отечественных предприятий на этом рынке?

— Да, бытует такое мнение, что производство лекарственных средств — сверхприбыльно. И отчасти это верно. На Западе развитые фармацевтические компании действительно работают с высокой рентабельностью, что обеспечивается соответствующим уровнем цен на лекарственные препараты. В нашей республике ситуация несколько иная. Ведь главная задача отечественной фармпромышленности — не получение сверхприбыли, а обеспечение лекарственной безопасности страны, т. е. обеспечение граждан республики эффективными и доступными по цене препаратами. При рациональном сочетании государственного регулирования и экономических интересов производителей удается сохранять стабильную ценовую ситуацию. Даже осваиваемые на новом дорогостоящем оборудовании препараты, соответствующие лучшим зарубежным аналогам, в стране продаются по более низким ценам. Но есть и обратная сторона дешевизны: производителям не хватает денег для развития, освоения новых медпрепаратов, а также приведения производств в соответствие с международными нормами и правилами GMP (надлежащей производственной практики).

Тем не менее фармацевтическая отрасль одна из наиболее динамичных в экономике страны, хотя ее доля в объеме промышленного производства занимает менее 1%. В I полугодии 2007 года объем промышленного производства концерна «Белбиофарм» составил 69 млн. USD и увеличился на 10,3% по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. На внутреннем рынке реализовано 160,9 млн. усл. упаковок лекарственных средств на сумму 83,5 млрд. Br (темп роста составил 123% к уровню первого полугодия 2006 года). Рентабельность отрасли составила порядка 20%.

- На белорусский рынок вышел ряд международных фармацевтических компаний. Насколько ужесточилась конкуренция с их приходом?

— В первом полугодии аптечный рынок лекарственных средств Беларуси заметно вырос и в денежном выражении, и в натуральных показателях. Рост первой характеристики обусловлен высокими темпами продаж ведущих иностранных корпораций. Они в основном предлагают широко известные, хорошо разрекламированные и соответственно дорогостоящие брэнды. А вот рост количества упаковок связан, в первую очередь, с укреплением позиций отечественного производителя. Растут как объемы поставок белорусских лекарств отечественному здравоохранению, так и доля предприятий концерна на внутреннем рынке. По итогам 2006 года она составила 21%.

Конкуренция стала жестче, но наши предприятия пользуются государственной поддержкой. Кстати, такова мировая практика: помощь «своим» в той или иной мере осуществляют многие государства. Наиболее важны для нас два вида господдержки. Во-первых, это госзаказ на поставку отечественному здравоохранению лекарственных средств и, во-вторых, утверждаемый Минздравом перечень лекарственных средств отечественного производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности.

- Беларусь в фармацевтическом мире больше известна как производитель дженериков. Понятно, что каждая страна не в силах самостоятельно создать весь спектр лекарственных средств. Да и экономически, наверное, обоснованно организовывать выпуск хороших лекарств иностранной разработки, когда срок действия патента на них закончился. Но есть ли возможность разрабатывать и выпускать оригинальные препараты?

— Было бы неправильно утверждать, что Беларусь известна как производитель дженериков. Многие широко известные лекарственные средства (производимые сейчас и в других странах СНГ) еще во времена СССР разрабатывались и осваивались как раз на предприятиях республики. В настоящее время наш ассортиментный портфель обновляется по двум направлениям. Это воспроизводство дженериков и создание новых лекарственных препаратов. Выпускается 33 наименования оригинальных лекарств, среди которых противоопухолевые, противовирусные, нейротропные средства, адаптогены, иммуномодуляторы, средства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Наши оригинальные лекарства вполне достойно могут представлять Беларусь на мировом уровне. Например, на VI Международном конгрессе по фотодинамической терапии, прошедшем в Италии в октябре 2006 года, фотосенсибилизатор «фотолон», созданный на РУП «Белмедпрепараты», был признан лучшим в мире среди разрешенных к применению в клинической практике.

В Беларуси создана система разработки технологий производства и применения новых препаратов. В ней задействованы НАН РБ, министерства здравоохранения и образования, предприятия концерна «Белбиофарм». Они сотрудничают в рамках государственных научно-технических программ, госзаказчиком которых выступает концерн.

В стадии реализации несколько проектов, в том числе два важнейших — на фармацевтических заводах. Первый запущен на Несвижском заводе медицинских препаратов. Там идет реконструкция производства инфузионных растворов. Благодаря новым мощностям объемы производства предприятия вырастут до 20 млн. флаконов инфузионных растворов в год (в том числе 10 млн. флаконов — по новой технологии «Bottlepack»).

Второй проект — создание нового таблеточного производства на заводе «Белмедпрепараты». С его завершением производственные мощности предприятия вырастут до 415 млн. таблеток и капсул в год, расширится номенклатура продукции. Ввод обоих производств в эксплуатацию намечен на 2008 год. Оба новых производства будут сертифицированы по требованиям GMP.

- Разработка и освоение новых лекарственных средств требует больших денег, а их, как вы отмечали, не хватает. Возможно ли в фармацевтической отрасли решение инвестиционных проблем через приватизацию предприятий, продажу их иностранным компаниям?

— Большинство фармацевтических предприятий концерна являются республиканской собственностью. Решение об их продаже либо приватизации может приниматься только руководством республики.

На мой взгляд, такие меры должны быть экономически обоснованными и приниматься только в том случае, если экономический эффект от продажи превысит получаемые результаты от работы предприятия. Наши же фармацевтические заводы работают стабильно, год от года наращивают выпуск лекарственной продукции, которая востребована и в республике, и за ее пределами. Кроме того, не следует забывать и о лекарственной безопасности страны.

- А если белорусские предприниматели захотели бы вложить свои средства в производство медпрепаратов, что бы вы им посоветовали?

— Рекомендую обратить внимание на наши инвестиционные предложения. В частности, на проект реконструкции минского предприятия «Диалек», предусматривающий освоение выпуска 40 наименований лекарственной продукции (ампульная продукция жидкая, ампульная продукция лиофилизированная, глазные капли, суппозитории, капсулы). Не менее интересен и проект создания производства твердых лекарственных форм на Борисовском заводе медпрепаратов. Он предусматривает увеличение выпуска препаратов в форме таблеток, капсул, стерильной рассыпки антибиотиков. В результате реализации обоих проектов будут созданы производства, отвечающие национальным и международным требованиям GMP. Информация о них и других проектах размещена на интернет-сайте Минэкономики, а также концерна «Белбиофарм».

- Знают ли об инвестиционных планах отрасли западные фармацевтические компании?

— Да, иностранцы интересуются белорусской фармацевтической промышленностью и, в частности, двумя вышеупомянутыми проектами. Безусловно, концерн хочет иметь дело с надежными инвесторами, которые не ждут сиюминутной прибыли и настроены на долгое и плодотворное сотрудничество. Ведь создание фармацевтического предприятия (либо производства) и вывод на рынок нового лекарственного средства — дело далеко не одного года. В настоящее время ведутся переговоры с китайскими, литовскими, польскими и российскими компаниями.

- Вы отмечали, что наши оригинальные лекарства достойно могут представлять Беларусь на мировом уровне. Насколько успешно реализуются эти возможности в экспортной деятельности предприятий «Белбиофарма»?

— Продукция предприятий концерна экспортируется в 15 стран мира. Наши основные покупатели — Россия — 56,4%, Казахстан — 13,5%, Узбекистан — 11,6%, Украина — 4,2%. За январь-июнь 2007 года экспорт составил 25,9 млн. USD (рост — 115,5%). Из стран СНГ фармацевтическая промышленность наиболее развита в России и Украине и, соответственно, фармацевтические предприятия этих государств являются основными конкурентами белорусских производителей на рынках стран СНГ.

Маркетинговые стратегии предприятий концерна направлены на поддержание и увеличение доли на традиционных экспортных рынках стран СНГ — Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы, Украины и др.

Темпы роста поставок в Российскую Федерацию по итогам 1 полугодия составили 111,1%. Особенностью продаж является лицензирование ввоза лекарственных средств, в том числе и белорусских. При этом выдается лицензия только резиденту России. Именно этот факт является барьером на пути экспорта, так как в связи с высокой стоимостью лицензии ее покупку могут позволить только крупные оптовые компании, сосредоточенные в Москве и Санкт-Петербурге. Доступ же в дальние регионы затруднен.

Кроме крупных оптовых поставщиков, поставки ведутся через собственный объект товаропроводящей сети — компанию «Боримед», созданную Борисовским заводом медпрепаратов в Смоленской области. Например, на российский фармацевтический рынок через «Боримед» идет около 80% поставок Борисовского завода медпрепаратов.

Украинский рынок является одним из наиболее сложных для нашего экспорта, так как здесь особенно высока концентрация собственного фармацевтического производства в сравнении с другими странами СНГ. Соответственно, уровень цен на фармацевтическом рынке предельно низок, что мешает рентабельной работе белорусских производителей. Усложнена и система регистрации лекарственных препаратов.

Что касается других стран СНГ, экспортные поставки в эти регионы имеют устойчивую тенденцию к росту. Так, за I полугодие 2007 г. темп роста поставок в эти страны составил 118,9%.

Нашими главными конкурентными преимуществами являются высокое качество, конкурентоспособная цена, широкая номенклатура продукции и постоянное обновление ассортимента, а также высокая репутация белорусских торговых марок. Рассчитываем, что конкурентоспособность продукции предприятий концерна «Белбиофарм» как на российском рынке, так и на рынках других стран СНГ вырастет в результате поэтапной модернизации отрасли и приведения производств в соответствие со стандартами GMP. Этот фактор должен стать решающим и в освоении рынков дальнего зарубежья.

Работа по приведению фармпроизводств в соответствие с международными требованиями GMP идет уже не первый год. В республике есть необходимая нормативно-правовая база, при Минздраве создана фармацевтическая инспекция. Под ее надзором заводы начали приводить свои производства в соответствие с требованиями GMP. Уже сертифицировано 4 производственных участка трех предприятий. Сертификацию планируется завершить до 2010 года. Следующий этап — признание белорусского сертификата GMP международным. Оно откроет предприятиям концерна двери международного фармацевтического рынка.

Тамара МАРКИНА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях