$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Конкретное решение искусственных проблем

25.03.2016

Белорусский союз предпринимателей настаивает на необходимости принятия экстренных мер по улучшению финансового состояния субъектов хозяйствования.

В сложной экономической ситуации положение субъектов хозяйствования усугубляют такие факторы, как 90-дневная отсрочка вычета НДС, ставки отчислений на социальное страхование и отсутствие действенных мер по снижению дебиторской задолженности. Об этих проблемах и путях их решения рассказывает председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту БСП, директор ООО «Аутсорсинговая экономическая компания» Дина СТАРОВОЙТОВА (на фото).

Сегодня импорт товаров фактически полностью «привязан» административными методами к странам – членам ЕАЭС. Это обеспечивается отсрочкой вычета уплаченного на таможне НДС при ввозе товаров из остальных стран  в течение 90 дней. Таким образом, реализуя импортные товары, наши предприятия уплачивают НДС в бюджет еще раз по ставке 20% без зачета ранее внесенных сумм. По сути, имеет место двойное налогообложение. В результате в прошлом году многие белорусские импортеры вынуждены были свернуть свою деятельность. Их место заняли крупные иностранные компании. Вряд ли это способствовало нормальной конкуренции и развитию отечественного предпринимательства. Но если кто-то надеялся, что таким путем удастся стимулировать импортозамещение, то надежды не оправдались. Импортная составляющая в белорусской продукции по-прежнему высока, и проблемы с закупкой качественного сырья и комплектующих никак не помогает развитию экспорта.

Изначально введение Указом от 21.07.2014 № 361 отсрочки вычета НДС объявлялось временной мерой. Но ее продление на текущий год показало, что потребности наполнения бюджета могут годами доминировать над интересами развития бизнеса. Между тем, чтобы избежать двойного НДС, наши предприятия вынуждены завозить товары из стран ЕС через Россию или Казахстан или переходить на импорт товаров только из государств ЕАЭС. Такая привязка, учитывая состояние экономик этих стран, не всегда оправдана. Было бы логично позаботиться о диверсификации не только экспорта, но и импорта за счет дальнего зарубежья. Поэтому необходимо снять ограничения по вычету НДС. Каковы бы ни были фискальные интересы, надо понимать, что вынужденная привязка к территории страны ввоза не улучшает экономическую ситуацию и негативно влияет на финансовое состояние субъектов хозяйствования, в т.ч. госпредприятий.

Дело в том, что организация ввоза товаров из Евросоюза и других стран через Россию или Казахстан также требует определенных усилий и расходов, в т.ч. в связи с необходимостью подтверждения уплаты НДС в стране – члене ЕАЭС. Прямые контракты с нерезидентом без участия стороны из ЕАЭС требуют дополнительных затрат на уплату двойного НДС. Заметим, что при прямых поставках обеспечивается надлежащий таможенный контроль и гарантированное поступление легального товара, своевременное и полное исполнение налоговых обязательств при ввозе товаров в республику. Если же товары ввозятся через страны – члены ЕАЭС, налоговые обязательства возникают только при приеме товара к учету.

Наши импортеры из-за 90-дневной отсрочки вычета НДС теряют оборотные средства не только из-за самого налога, но и в связи с увеличением расходов на логистику. При этом рост издержек становится особенно болезненным в сочетании с падением объемов продаж. Одновременно со снижением выручки и прибыли уменьшаются и налоговые платежи. А потому отмена 90-дневной отсрочки вычета ввозного НДС обеспечила бы как улучшение положения субъектов хозяйствования, так и пополнение государственного бюджета.

НЕДАВНО на XVII ассамблее деловых кругов с тревогой отмечалось, что дебиторская задолженность у субъектов хозяйствования превышает ВВП. Поэтому бизнес ждет от правительства действенных мер по ее сокращению. Но пока такая задолженность интересует в основном только МНС и ФСЗН, когда речь заходит об исполнении обязательств по уплате налогов и сборов. В нынешней ситуации стоит вспомнить уже подзабытые неденежные формы расчетов, в т.ч. взаимозачеты, бартер, векселя, и создать правовые рамки для их использования с учетом нынешних условий.

Ситуация с дебиторской задолженностью усугубляется применением метода начисления для целей налогообложения. Это было сделано под предлогом сближения отечественных правил бухучета с международными стандартами. С одной стороны, признание выручки только «по отгрузке» несколько упрощает работу бухгалтерий и на первых порах даже отчасти улучшает финансовые показатели. Но, с другой – в наших реалиях дебиторы не всегда вовремя рассчитываются за отгруженный товар. Между тем поставщики продолжают работать с такими должниками. В результате задолженность растет, а к сроку уплаты налогов иногда у предприятий нет денег, чтобы рассчитаться с бюджетом. Тогда инспекция МНС запускает механизм блокировки счетов, выставляются требования на дебиторов, у которых налоговые обязательства также не исполнены. В итоге образуется обширная долговая яма, в которую скатывается все больше субъектов хозяйствования.

В мировой практике такие проблемы решаются, с одной стороны, благодаря эффективной системе взыскания долгов с помощью судов и коллекторов, а с другой – с помощью доступных, недорогих кредитных ресурсов и различных финансовых инструментов. Но у нас кредиты слишком дороги, а обеспечения для их получения у многих предприятий недостаточно. Возможно, на стоимость заемных средств повлияет снижение с 1 апреля ставки рефинансирования. Но полностью это проблему не решает.

Особенно безнадежными выглядят случаи, когда дебитором выступает бюджетная организация. Расчеты с ними затягиваются иногда не на один год. Но в то же время у поставщика возникают обязательства по уплате налогов. В таких ситуациях вполне уместно выглядела бы возможность зачета взаимных требований. Сегодня это сделать затруднительно, поскольку даже при выставлении своих налоговых требований через ИМНС к бюджетной организации взыскание «тонет» в ее необъятной картотеке. Однако, если там как следует поискать, непременно найдутся организации той же отрасли, имеющие с должником взаимные обязательства. Целевые взаимозачеты между ними могли бы в разы сократить размер республиканской дебиторской и кредиторской задолженности. Это позволило бы оживить экономику, избавить суды и судебных исполнителей от лишней и безрезультатной работы, а предприятия – от столь же безрезультатных тяжб, груза безнадежных долгов, пеней и штрафов. Поэтому надо проанализировать и провести внутриотраслевые зачеты взаимных обязательств предприятий независимо от формы собственности, в т.ч. по налогам и сборам.

Бизнес-сообщество предлагает реформировать отчисления в ФСЗН за счет уменьшения ставки отчислений, что, в свою очередь, позволит облегчить налоговую нагрузку на бизнес и позволит использовать эту меру как один из рычагов снижения себестоимости. Кроме того, это избавит компании от искушения прибегать к дорогим и опасным схемам выплаты зарплаты в конвертах или иным инструментам минимизации расходов на оплату труда. Например, введение плоской шкалы подоходного налога по ставке 13% привело к заметному увеличению поступлений в бюджет и легализации заработков. Пора сделать следующий шаг в этом направлении.