$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Кондитеры меняют стратегии,

19.02.2008

«Коммунарка» была и будет белорусской компанией, национальным достоянием страны, что бы ни предпринимали конкуренты, желая через дополнительную эмиссию поглотить предприятие!» — заявил недавно на вручении золотой медали «Брэнд-лидер — Достояние Республики» ОАО «Коммунарка» председатель концерна «Белгоспищепром» Иван ДАНЧЕНКО.

Начало года кондитеры страны отметили повышенным оптимизмом и увеличением объемов производства. За январь выпуск кондитерских изделий вырос на 25,8%. На кондитерской фабрике «Спартак» — на 33%, фабрике «Слодыч» — даже на 57%. Как подчеркнул Иван Данченко, инвестиции в обновление производства и расширение продаж составили в 2007 г. десятки миллиардов рублей. Значительные финансовые средства пошли на организацию и стимулирование роста продаж.

Страсти после разгрома россиянами экспортной политики белорусских кондитеров уже улеглись, но обида осталась. По информации концерна, россияне «прибрали к рукам» более 200 кондитерских брэндов бывшего СССР, которые были занесены в справочники Минагропрома Советского Союза.

— Многие из них в свое время разрабатывались белорусскими специалистами, на наших предприятиях, — подчеркнул Иван Данченко.

Переговоры с россиянами продолжатся в ходе подготовки проекта Соглашения о порядке и условиях использования в Республике Беларусь и Российской Федерации товарных обозначений (знаков), разработанных в СССР. Однако не очень надеясь на сговорчивость российских конкурентов, ОАО «Коммунарка» (равно как и другие кондитеры Беларуси) строит новые экспортные стратегии. После «российских уроков» предприятие стало активно диверсифицировать зарубежные продажи, осваивать рынки дальнего, но в первую очередь ближнего зарубежья: Закавказья, Средней Азии — ездить туда на выставки, выстраивать новые товаропроводящие пути, реформировать старые. В результате, утратив позиции в России (в определенной степени их удалось восстановить к концу года), «Коммунарка» в 2007 г. в несколько раз увеличила поставки своей продукции в Азербайджан, на другие рынки кавказского региона, Туркменистан, Узбекистан, страны Балтии.

— «Российские уроки» многому научили, — отметила генеральный директор ОАО «Коммунарка» Нина Атаманова. — Прежде чем выводить свою продукцию на новый рынок, проверяем его на патентную чистоту, регистрируем торговые марки. Применительно к российскому рынку разработали т.н. «серийную стратегию»: формируем весь ассортимент продукции в серии.

Недавно фабрика приступила к отгрузке серии карамели «Фрутомелька» со вкусом персика, клубники со сливками, вишни со сливками, яблока с корицей. Особым спросом у россиян пользуется карамель «Молочная» со вкусом кофе, пломбира, сгущенки, коньяка, банана-кофе.

В планах — наращивание экспорта и в дальнее зарубежье, и даже в Украину, производители которой остро и порою за гранью фола конкурируют с белорусами. Украинская карамель продается у нас гораздо дешевле, чем в самой Украине. При этом конкурентам демпинговать помогают белорусские компании, занимающиеся импортом украинской карамели. Продолжает расти импорт шоколада и мучных изделий из Украины и России, не отвечающих стандартам белорусского производства. Например, в шоколадных плитках часто используются заменители шоколада. Наши же предприятия работают по старым советским ГОСТам, которые не допускают работы с заменителями.

В борьбу с недобросовестными производителями вступил Госстандарт. Чтобы укрепить барьеры на пути сомнительной продукции, вскоре будет создана лаборатория по проверке импортных кондитерских изделий на качество и состав входящих в них ингредиентов. Такова цивилизованная практика защиты продуктового рынка, принятая в рамках ВТО, подчеркнул И.Данченко.

Председатель концерна потребовал, чтобы и сами кондитеры более оперативно реагировали на перемены потребительских предпочтений. Например, покупатели стали активнее приобретать сладости конфетно-шоколадной группы, поостыв к сахаристым изделиям и карамели. Фабрика «Спартак», кстати, уже учла это и в мае намерена запустить мини-фабрику по производству шоколадных конфет. «Слодыч» осваивает новые виды производства печения. У «Коммунарки» свои «пряники». Имея собственное производство по переработке какао-бобов, она увеличила ассортимент до 300 наименований изделий. Планирует в 1,5 раза увеличить выпуск востребованной продукции, а для этого провести техперевооружение.

Тамара МАРКИНА