$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Кондитерская под крышей государства

15.05.2012

Белорусские кондитеры заявляют о своей готовности к борьбе с иностранными конкурентами — с помощью государственной протекции. Ограниченные финансовые ресурсы, не позволяющие проводить столь же масштабную рекламно-маркетинговую стратегию, наши предприятия в очередной раз намерены компенсировать за счет административного ресурса.

Сегодня кондитерская отрасль проводит активную модернизацию производства, обновляет ассортимент и намерена осваивать новые рынки сбыта. Об этом говорили руководители 7 крупнейших предприятий отрасли в ходе пресс-конференции на прошлой неделе. В некоторые инвестпроекты направляются миллионы долларов, а потому сдавать импорту отдельные позиции на внутреннем рынке нельзя.

«Провели мониторинг около 400 магазинов по всей республике, во многих наша продукция не присутствовала», — пожаловалась гендиректор СОАО «Коммунарка» Наталья Кот. Особенно ее возмущает то, что даже на полках сельских магазинов, где у населения не самая высокая покупательная способность, как правило, есть дорогой импорт, а его отечественные аналоги — не всегда. Виноваты в этом, по мнению руководителя «Коммунарки», областные оптовые базы, через которые сейчас проходят основные товарные потоки региональной потребкооперации. Розничные торговые организации в свою очередь заверяют, что подают туда заявки на популярные у населения белорусские сласти, пользующиеся спросом у населения, однако их базы удовлетворяют далеко не всегда. Причину таких действий Н.Кот видит в коррупции. По ее словам, у представителей «Коммунарки» часто спрашивают, могут ли они, к примеру, предложить бонус в виде неучтенных поставок товаров, как это делают поставщики импортной продукции? А поскольку фабрика никаких «дополнительных конфеток» торговле предложить не может, то и желания работать с ней меньше. Чтобы повернуть оптовиков лицом к отечественным производителям, кондитеры обратились с жалобой в Белкоопсоюз и правительство.

Кондитеры также обращают внимание на демпинг некоторых иностранных конкурентов на белорусском рынке. По словам гендиректора СП ОАО «Спартак» Олеси Самсоновой, на протяжении нескольких лет продукция Roshen в Беларуси продавалась по более низким ценам, чем в Украине, где она производится, что во многом и позволило украинцам завоевать часть потребительских предпочтений. Теперь, впрочем, Roshen значительно повысил цены, однако маркетинговый эффект уже достигнут — в сознании потребителей сформировался стереотип о ценовой доступности его продукции.

А вот белорусская кондитерская продукция в Украине столкнулась с административными барьерами. Если мясомолочный конфликт между нашими странами имел широкий резонанс, то «сладкое» противостояние было не менее драматичным, хотя и не столь широко известным. Под разными предлогами украинские таможенники просто не пропускали машины с белорусским шоколадом и конфетами, жалуются руководители наших предприятий.

Впрочем, преимущества импорту дают не только серые схемы и нетарифные барьеры. В последние годы отечественные производители заметно проигрывали иностранцам в рекламной борьбе, в т.ч. на своей территории. Большинству наших предприятий остается только завидовать тому, сколько Roshen, Dave, Alpen Gold и другие бренды могут позволить себе телевизионного эфира. Гендиректор СООО «Первая шоколадная компания» Сергей Гронда возмущенно рассказал о том, что как-то один из центральных телеканалов начал активно крутить рекламный ролик, в котором иностранный производитель почему-то посчитал себя вправе подать свой шоколад как «№ 1 в Беларуси». По настоянию отечественных кондитеров и при поддержке концерна «Белгоспищепром» ролик был снят с эфира.

Проигрывают наши производители и по условиям поставок. Иностранцы готовы использовать гибкие схемы торговых скидок, плату за вхождение в розничные сети. Но «Коммунарка», по словам Н.Кот, в прошлом году смогла предоставить 15 оптовым организациям скидки на общую сумму около 5 млрд. Br. «Если будем платить всем — с торбой по свету пойдем», — призналась она.

Остается узнать, какой секрет позволяет зарубежным конкурентам до сих пор не пойти туда же. Может быть, дело в том, что они представляют собой транснациональные корпорации, располагающие значительными ресурсами, которые позволяют выигрывать в долгосрочной и дорогостоящей маркетинговой войне «на истощение»? Но что же мешает нашим «Спартаку», «Коммунарке» и остальным найти таких стратегических инвесторов? Именно это могло бы стать основой повышения конкурентоспособности. Но такой вариант состязания с импортными брендами руководство наших кондитерских предприятий воспринимает без энтузиазма. Гораздо больше их привлекает обращение за поддержкой и защитой к государству. Но теперь у него ограничены не только финансовые, но и административные возможности. Соглашения, заключенные Беларусью в рамках Единого экономического пространства, существенно сужают возможности протекционизма, на который привыкли уповать многие отечественные производители. Еще меньше таких возможностей станет в случае вступления республики в ВТО, хотя это дело отдаленного будущего. Тем не менее региональная интеграция и веяния глобализации должны заставить наших менеджеров учиться работе в условиях открытого рынка и свободной конкуренции. Ведь если можно надеяться на ведомственную и даже судебную поддержку у себя дома, то споры выйдут на наднациональный уровень и ни на какие поблажки рассчитывать не придется.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях