$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Концессия

12.02.2008

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.

Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).

Представляет специфическую разновидность долговременной крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.

По своему экономическому содержанию концессия отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению госсобственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности.

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ нашей страны основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления концессий, являются Инвестиционный кодекс (далее — ИК) и Закон от 5.05.1998 № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Под концессией, согласно ст. 50 ИК, понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с лицом, указанным в ст. 52 ИК, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

Объектами концессии в соответствии со ст. 51 ИК могут являться:

— право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, — по решению Президента;

— недра, воды, леса, земли, а также объекты (в т.ч. предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, — в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом.

По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.

Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий (ст. 49 ИК).

Сторонами договора концессии, согласно статье 52 ИК, могут выступать только:

с одной стороны — Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления (концессионный орган);

с другой стороны — национальные инвесторы, в т.ч. юридические лица частной формы собственности либо (и) юрлица, в имуществе которых доля РБ, ее административно-территориальных единиц, а также госорганизаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

Из этой нормы следует, что простое юридическое лицо и даже государственное унитарное предприятие не вправе выступать стороной по договору концессии.

К концессионным договорам применительно к ИК относятся: полный концессионный договор; концессионный договор о разделе продукции; концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).

При полном договоре концессионер сохраняет право собственности на произведенную им продукцию и, если иное не оговорено в договоре, уплачивает все установленные законодательством налоги и обязательные платежи (ст. 54 ИК). При «раздельном» варианте произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом возможно полное или частичное освобождение от уплаты налогов и иных платежей в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции (ст. 55 ИК). При договоре об оказании услуг концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Если данный договор «с риском» — вознаграждение выплачивается лишь при условии достижения концессионером заявленного результата, если «без риска» — вознаграждение гарантировано (ст. 56 ИК).

Порядок заключения концессионного договора определен гл. 12 ИК «Порядок заключения концессионного договора».

На основании решения Президента о необходимости концессии в отношении отдельного вида деятельности или имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Правительство и (или) уполномоченный им республиканский орган госуправления (госорганизация, подчиненная Правительству РБ) подготавливают концессионные предложения и организуют заключение концессионных договоров (ст. 58 ИК).

Концессионер определяется посредством проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, когда поступила единственная заявка, а также по решению Президента, когда в целях госбезопасности или интересов обороны страны требуется заключение концессионного договора путем прямых переговоров с определенным инвестором (ст.59 ИК).

Конкурс или аукцион проводится концессионным органом, создающим конкурсную или аукционную комиссию, в состав которой входят представители госорганов и независимые эксперты. Возможно участие иностранных специалистов.

Решение о победителе конкурса или аукциона принимается концессионным органом в соответствии с заключением комиссии.

Условия концессионного договора должны соответствовать требованиям статей 67-70 ИК. Для конкретных форм концессионных договоров могут также предусматриваться и иные специальные условия, подлежащие обязательному включению.

Принимая во внимание схожесть правового регулирования, нормы, содержащиеся в законодательстве об аренде, могут применяться к концессионному договору постольку, поскольку иное не предусмотрено ИК и другими актами законодательства, регулирующими отношения по пользованию имуществом на основе концессий.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. По истечении срока договора добросовестный концессионер пользуется преимущественным правом на его перезаключение. При этом Президентом или по его поручению Правительством может быть принято при наличии заявки концессионера решение о продлении действия договора на тот же срок без проведения конкурса или аукциона (ст.72 ИК).

Концессионер имеет право пользоваться за счет собственных средств всей необходимой ему (для осуществления предусмотренной договором деятельности) информацией экономического, производственного, научно-технического и иного характера об объекте, являющемся собственностью Республики Беларусь. (ст. 73 ИК).

ТАКИМ образом, интересы государства заключаются в том, что, во-первых, оно перекладывает расходы по инвестированию и содержанию своего имущества на частный сектор, теоретически, для повышения его эффективности; во-вторых, пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов; в-третьих, решает социально-экономические проблемы.

Частному бизнесу интересно получить в долговременное управление государственные активы на льготных условиях платы за концессию, являющейся в некотором смысле аналогом арендной платы. Инвестируя, концессионер имеет достаточные гарантии возврата средств, поскольку государство как партнер несет определенную ответственность за обеспечение минимального уровня рентабельности. Обладая хозяйственной свободой, концессионер может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать прибыльность бизнеса во время действия срока концессии, и при этом срок концессии не сокращается.

В Беларуси, стране с высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острого недостатка инвестиционных ресурсов применение еще одной достаточно привлекательной для инвестора формы вложения своих средств могло бы дать экономике значительные выгоды.

Татьяна АБРАМОВИЧ