$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ©

22.08.2014

по-белорусски

Первые специализированные образовательные структуры, ориентированные на потребности бизнеса в организационно-управленческих инновациях, были созданы в Беларуси в 1993 г. Однако эффективная система бизнес-образования, которая позволила бы поддерживать компетенции управленческих кадров и специалистов в организациях всех форм собственности, в стране до сих пор не сформирована. Своеобразный «план действий» по исправлению ситуации изложен в проекте Концепции развития системы бизнес-образования в РБ в 2014–2015 гг. и на период до 2020 г., вынесенном на общественное обсуждение.

Напомним, что в подп. 7.5 Директивы от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» декларировалось намерение создать эффективную национальную систему делового образования. При этом предполагалось предоставить право некоммерческим организациям, в т.ч. предпринимательским объединениям (союзам, ассоциациям), центрам поддержки предпринимательства, на проведение в установленном порядке учебных мероприятий в сфере управления и предпринимательской деятельности с самостоятельным установлением сроков такого обучения и выдачей сертификата собственного образца. Однако по прошествии 3,5 лет власти пришли к выводу, что систему делового образования нужно строить на прочном фундаменте.

Здание бизнес-образования

В Концепции определено наконец, что такое бизнес-образование. Им будет признаваться обучение, направленное на усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций управления в коммерческих организациях. Также вводятся ранее не установленные законодательством понятия «бизнес-школа», «высшая школа бизнеса», «государственный заказ на подготовку управленческих кадров для национальной экономики», «система бизнес-образования», «субъекты (участники) рынка бизнес-образования», «услуги бизнес-образования».

Фактически бизнес-образование получают сегодня студенты вузов, осваивающие I ступень высшего образования по группе специальностей бизнес-управления, магистры (II ступень высшего образования) — по практико-ориентированным специальностям в области бизнес-управления, слушатели программ дополнительного образования взрослых по специальностям и направлениям в области руководства бизнесом, включая обучение по программам МВА (Master of Business Administration).

Участниками рынка в Концепции признаются учреждения образования всех форм собственности, специализирующиеся в сфере бизнес-образования, либо имеющие в структуре соответствующие подразделения (факультеты, центры). Это «Бизнес-школа ИПМ», Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Высшая школа управления и бизнеса БГЭУ и т.д., контролируемые Минобразования, в частности, на наличие лицензий, аккредитаций о соответствии качества обучения требованиям государственных образовательных стандартов. Услуги бизнес-образования предлагают также коммерческие и некоммерческие организации либо их структурные подразделения: кадровые агентства, консалтинговые и тренинговые компании, «масштаб образовательной деятельности и качество учебного процесса в которых напрямую зависят от видения бизнеса их руководством и компетентности персонала», как подчеркнуто в Концепции. Впрочем, этот субъективный фактор планируется исправить. Важной составляющей системы бизнес-образования является сеть учреждений дополнительного образования взрослых, ведущих переподготовку, повышение квалификации и стажировку управленческих кадров.

Авторы Концепции обнаружили, что развитие бизнес-образования в республике существенно ограничивает недостаточная интегрированность в международное образовательное пространство, поскольку лишь несколько организаций имеют договорные отношения с иностранными бизнес-школами и используют зарубежные образовательные стандарты и методики. Сдерживает развитие рынка и недостаток квалифицированных специалистов, владеющих современными образовательными технологиями и методиками обучения, а также невысокий платежеспособный спрос заказчиков и отсутствие организационно-экономического механизма государственного стимулирования рынка бизнес-образования.

В два этажа

В 2014–2015 гг. национальная система бизнес-образования станет двухуровневой. Первый ярус составят Национальный институт бизнеса, который будет создан на базе Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, а также высшие школы бизнеса на базе вузов. Второй уровень — сеть бизнес-школ на базе коммерческих организаций, предоставляющих услуги бизнес-образования, а также учебных центров крупных производственных организаций реального сектора экономики. Такие планы вполне соответствуют мировой практике. В развитых странах, как правило, при университетах созданы классические бизнес-школы, готовящие специалистов с широким диапазоном знаний (в т.ч. бизнес-аналитиков и менеджеров), а также школы предпринимательского типа — коммерческие организации, где готовят предпринимателей и менеджеров.

Образовательные программы планируется привести в соответствие с лучшими зарубежными образовательными стандартами и практиками обучения. Будет определен правовой статус программ МВА (ЕМВА) в качестве программ дополнительного образования для управленческих кадров. Кстати, подготовка именно по таким программам в бизнес-школах, аккредитованных соответствующими международными организациями, во всем мире является основной формой бизнес-образования. В зависимости от типа пакеты услуг MBA ориентированы на широкий спектр руководителей, в т.ч. опытных топ-менеджеров.

Столь ответственные задачи не бросят на произвол судьбы. Оценивать качество образовательных услуг будет специально созданный при Минэкономики Республиканский совет по аккредитации участников (субъектов) рынка бизнес-образования. В его функции войдет подготовка заключений о присвоении статуса высшей школы бизнеса (бизнес-школы); аккредитация программ дополнительного образования взрослых; подготовка профессиональных стандартов и сертификация преподавательских кадров; регулирование госзаказа на подготовку управленческих кадров, в т.ч. объемов и источников его финансирования и др. В Совет войдут представители Минэкономики, Минобразования, иных государственных органов, профессиональных ассоциаций участников рынка бизнес-образования (Ассоциация бизнес-образования, Ассоциация развития менеджмента), бизнес-сообщества.

В проекте Концепции декларируется необходимость развития международного образовательного сотрудничества, в т.ч. посредством реализации проектов международной технической помощи, направленных на обеспечение сетевого взаимодействия между международными и отечественными ассоциациями и бизнес-школами.

Планируется также организовать систему регулярного обучения и повышения квалификации преподавательских кадров в Национальном институте бизнеса, стажировки в организациях, реализующих совместные образовательные программы с зарубежными бизнес-школами, а также стимулировать преподавателей к прохождению профессиональной сертификации.

Определенная роль отводится и деловому сообществу. Согласно проекту Концепции сотрудничество между образовательными структурами и сектором среднего и крупного бизнеса предполагает расширение сферы целевой подготовки специалистов, предоставления кредитов и займов на оплату физическими лицами услуг бизнес-образования, привлечение ведущих специалистов предприятий для чтения лекций, руководства дипломными работами и магистерскими диссертациями по темам, привязанным к реальным потребностям бизнеса, привлечение преподавателей и студентов высших школ бизнеса к выполнению консалтинговых проектов на предприятиях и т.д.

Спрос на услуги бизнес-образования должен вырасти после внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации в каждой области на основе компетентностного подхода. Планируется также разработать стандарты (критерии), подтверждающие уровень профессиональной компетентности (квалификации) участников рынка бизнес-образования.

Рынок работает

на результат

Сегодня почти 90% обучающих структур сосредоточены в столице. При этом стоимость их услуг зачастую слишком высока для региональных субъектов малого и среднего предпринимательства, а государственные организации не видят особой пользы в обучении персонала современным управленческим технологиям, отмечено в Концепции.

В 1996–2014 гг. обучение по программам МВА прошли около 1,2 тыс. слушателей. В то же время потенциальная численность субъектов хозяйствования, заинтересованных в услугах бизнес-образования, составляет порядка 83 тысяч (20% от их общего количества). При минимальной стоимости одного образовательного продукта (семинара, тренинга) для одного слушателя в размере 75 USD потенциальная емкость рынка краткосрочного бизнес-образования составит 6,2 млн. USD. С учетом стоимости обучения на программах переподготовки и МВА совокупный годовой объем рынка бизнес-образования прогнозируется в размере 7,5–7,8 млн. USD.

К 2020 г. годовой объем рынка бизнес-образования должен составить 50 млн. USD. Обучение по госзаказу на подготовку управленческих кадров будут проходить ежегодно 10% субъектов хозяйствования, по программам МВА — в общей сложности 1,5 тыс. слушателей в год, в т.ч. в рамках госзаказа — 900.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ