$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

«КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ» ИГРЫ РАЗУМА

08.07.2011

Минэкономики совместно с рядом заинтересованных ведомств разработало и направило в Совмин проект концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2011–2015 годы и на период до 2020 г. В документе сделана попытка систематизировать данную сферу, определиться с понятиями и обозначить целевые ориентиры. Впрочем, как и в ряде других уже принятых нормативных актов. Между тем предприниматели ждут действий со стороны властей как в части улучшения рамочных условий хозяйствования, так и в доступе к финансированию.

По убеждению авторов концепции, малое и среднее предпринимательство является важным фактором экономического развития республики, играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны, способствует созданию конкурентной среды и росту благосостояния граждан. Потому ставится цель к 2015 г. довести количество занятых в данной сфере до 2 млн. человек, т.е. по сравнению с 2010 г. увеличить их примерно в полтора раза. Это должно закрепить тенденцию последних лет (в 2006–2010 гг. доля экономически активного населения, занятого в сфере малого бизнеса, увеличилась с 15,4% до 22,5%). Авторы концепции резонно полагают, что усиление господдержки, в т.ч. льготного финансирования, способно значительно ускорить рост данного сектора экономики. Ведь до сих пор финансовые вливания государства сюда были почти символическими. Так, за 2006–2009 гг. по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомов и Мингорисполкома на малый бизнес совокупно выделено 13,6 млрд. Br, или около 6 млн. USD по старому курсу. И это в стране, где через фискально-бюджетные механизмы перераспределяется порядка 50% ВВП! Частный бизнес почему-то оказался в стороне от этих финансовых потоков.

Концепция также делает ставку на расширение инфраструктуры поддержки предпринимательства. По состоянию на 1.05.2011 г. в республике действует 55 центров поддержки предпринимательства и 12 бизнес-инкубаторов, что с учетом их преимущественного расположения в столице и крупных городах вряд ли может устраивать. Ставится задача в ближайшие 4 года довести их общее количество до 300, чтобы субъект инфраструктуры поддержки предпринимательства был в каждом городе либо районе с численностью населения более 25 тыс. человек.

Значимую роль должно сыграть появление в столице и областных центрах индустриальных зон с созданными за счет государства коммуникациями, на базе которых предприниматели смогут разместить производственные объекты.

Акцент также сделан на инновационном развитии, для чего предполагается ускорить создание и усилить финансирование инновационной инфраструктуры (научно-технологических парков, центров трансфера технологий, профильных некоммерческих организаций), обеспечить охрану интеллектуальной собственности и т.д. Авторы концепции признают, что белорусская экономика по многим параметрам проигрывает своим конкурентам в мире, и преодолеть проблему можно лишь через повсеместное развитие инноваций.

Концепцию предложено реализовывать в два этапа: на первом (2011–2015 гг.) — укрепить субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства и создать благоприятную институциональную среду для малого бизнеса, на втором (2016–2020 гг.) — активно развивать частно-государственное партнерство, в т.ч. через производственную кооперацию малых и крупных предприятий. Это должно обеспечить оптимальное, с точки зрения составителей концепции, сочетание для белорусской экономики — крупных государственных организаций с одной стороны и субъектов малого и среднего предпринимательства с другой.

Впрочем, несмотря на достаточную содержательность концепции, анализ развития предпринимательского сектора, расшифровку понятийного аппарата, обозначение приоритетов госполитики, не совсем ясен смысл подготовки данного документа. В нем мало нового, и по сути идет повторение правовых условий и целевых ориентиров, заложенных в других нормативных актах, в т.ч. в Законе от 1.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в республиканской и региональных программах поддержки предпринимательства, Директиве № 4 и др.

Неоднозначно оценивают подготовленный проект концепции в бизнес-союзах. Так, председатель БСПН им. М.Кунявского Георгий Бадей, с одной стороны, доволен тем, что в ней к субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства отнесены некоммерческие объединения предпринимателей, что, возможно, позволит им воспользоваться рядом льгот и преференций. С другой, по мнению Г.Бадея, концепции пишутся тогда, когда надо определиться с подходами в какой-то новой теме, и что принципиально нового в теме поддержки предпринимательства, ему непонятно. «Работать надо: создавать инфраструктуру, проводить агитационную работу, а не писать очередной трактат», — считает экс-министр экономики.

Впрочем, если документ пишется, то он (перефразируем классика) кому-то нужен. Рискнем предположить, что чиновникам. Ведь появление всякого нового бумажного творения вполне наглядно демонстрирует работу перед вышестоящим руководством. Особенно если по другим направлениям, к примеру, в части выполнения Директивы № 4, заметны проволочки. К тому же появление концепции определит новый фронт работы — предлагается создать национальное и региональные агентства по поддержке и развитию предпринимательства, заняться формированием системы оценки социально-экономической эффективности субъектов инфраструктуры, разработать нормативы их обеспеченности материальными ресурсами (площадями, компьютерной и офисной техникой) и т.д. Словом, впереди много дел.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях