$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА:©

12.09.2014

 

мировой опыт для белорусских предпринимателей

Тема социального бизнеса, поднятая на заседании Республиканского клуба директоров (РКД), организованном Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского (см. «ЭГ» № 65 и № 67), заинтересовала многих наших читателей. При этом некоторые сомневаются в реальности социальных проектов и искренности их инициаторов. Ведь белорусские предприниматели лучше, чем кто-либо, знают, что построить доходный бизнес непросто, а вдвойне труднее добиться, чтобы он помимо прибыли приносил ощутимую пользу обществу. Однако подобная цель выглядит весьма привлекательно. Итак, что такое социальное предпринимательство — красивая сказка для идеалистов или реальное дело для серьезных людей?

Многовековой опыт развития человечества показывает, что всегда есть люди, которым хочется не только богатеть самим, но и делать что-то хорошее для других, помимо создания рабочих мест, уплаты налогов и производства нужных товаров и услуг. Такой тренд становится все популярнее на Западе, и многие идеи для социального бизнеса, реализованные там, вполне применимы и в Беларуси.

Традиционно существуют две основные модели ведения дел: коммерческая, осуществляемая с целью получения прибыли, и некоммерческая, когда некоммерческие организации (государственные и общественные) занимаются в основном решением социальных проблем. Однако именно такие проблемы — бедность, болезни, невежество — ухудшают среду обитания бизнеса, мешают ему развиваться и получать прибыль. С другой стороны, некоммерческим организациям не хватает деловой хватки, эффективности и инновативности, которыми обладает бизнес. Напрашивается логический вывод: нужно объединить одно с другим, чтобы получить результат, от которого выиграет общество в целом.

Основные постулаты такого объединения изложил лауреат Нобелевской премии мира профессор Мухаммад Юнус в книге «Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма». Затем М.Юнус совместно с немецким предпринимателем Хансом Райцем создал проект Grameen Creative Lab, целью которого является продвижение идей социального бизнеса, консалтинг компаний и развитие собственных проектов в данной сфере.

По мнению М.Юнуса, существующие институты не способны предложить качественное решение проблемы бедности, как и любой другой социальной проблемы: государство — в силу своей низкой эффективности, бюрократизма, склонности к самовоспроизводству и коррупции; некоммерческие организации — из-за зависимости от стороннего финансирования и высоких побочных расходов; корпоративный бизнес — из-за конфликта со своей основной целью — извлечением максимальной прибыли. Не отрицая преимуществ капитализма, М.Юнус указывает на его односторонность: в погоне за прибылью экономическая модель начинает обслуживать преимущественно имущие, платежеспособные слои населения, отодвигая на задний план малоимущих, несмотря на их количество. Кроме того, в общераспространенных концепциях борьбы с бедностью — за счет создания рабочих мест — на малоимущих смотрят как на объект воздействия, вместо того чтобы относится к ним как к независимым субъектам деятельности, способными стать самозанятыми предпринимателями и даже создавать рабочие места для других.

Для разрешения данного противоречия М.Юнус предложил концепцию социального бизнеса, когда для решения определенной социальной проблемы создается компания, оказывающая услуги или продающая товары на возмездной основе, но не столько ради прибыли, сколько для решения конкретной социальной проблемы. Обычно потребителями здесь выступают в первую очередь социально незащищенные группы. Такая компания должна быть самоокупаемой, чтобы не зависеть от стороннего финансирования как некоммерческие организации, и по возможности приносить прибыль, которая не распределяется в виде дивидендов между владельцами, а используется для дальнейшего развития, а со временем — для возврата инвестиций своим инвесторам. Это принципиально новый вид бизнеса, который принимает вызовы общества, комбинируя деловые ноу-хау со стремлением повысить качество жизни и фокусируясь не на самом себе, а на окружающем мире.

Благодаря такому подходу инвестирование в социальный бизнес оказывается куда эффективнее благотворительности, при которой целевой адресат получает в лучшем случае 50% пожертвованных средств.

Профессор М.Юнус сформулировал 7 принципов социального бизнеса — идеальную модель, к которой в глубине души стремится каждый социальный предприниматель:
 
* Цель бизнеса — не сверхприбыль,

а преодоление проблем,

угрожающих обществу. Например, повышение уровня жизни,

образования, здравоохранения,

внедрение новых технологий,

защита окружающей среды.
 
* Инвесторы в социальный бизнес возвращают только сумму своих инвестиций, без каких-либо
дивидендов.
 
* После возврата инвестору суммы инвестиций основная прибыль

компании вкладывается

в ее развитие и улучшение

качества продукта.
 
* Финансовая и экономическая
устойчивость.
 
* Экологическая ответственность.
 
* Обеспечение рабочих достойной
заработной платой и оптимальными условиями работы.
 
* Социальным бизнесом следует

заниматься с удовольствием!

Таким подходом к развитию предпринимательства М.Юнус бросает вызов еще одной фундаментальной догме современной экономической теории, согласно которой экономика — это взаимодействие фирм (производство) и домохозяйств (потребление), что игнорирует такую важнейшую составляющую живого организма экономики, как предпринимательство, которое, по мнению М.Юнуса, доступно каждому человеку как наилучшее средство реализации инициативы и творческого потенциала.

На практике концепция М.Юнуса впервые начала применяться в программах микрофинансирования, позволяющих малоимущим создавать платежеспособность, необходимую для обеспечения возвратности займов, в то время как банки оценивали платежеспособность и искали возможность искусственно ее завысить через предоставление залогового обеспечения. Тем самым с помощью принципов социального бизнеса была сделана попытка разрешить известный парадокс — «банки дают деньги только тем, у кого они и так есть, а для тех, кому деньги действительно нужны, они недоступны». Действительно, с точки зрения банка, бедняки некредитоспособны. Но М.Юнус предложил посмотреть на проблему с другой стороны — нужны ли банки людям? Такой подход позволил по-новому взглянуть на практику предоставления кредитов. Возможно, изучив работы М.Юнуса, белорусские бизнесмены и законодатели иначе бы взглянули на многие аспекты регулирования разных сфер хозяйственной деятельности, начиная с норм отечественного Указа от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» и заканчивая формированием цен и планированием нормы прибыли.

Вадим ЛЕБЕДЕВ