$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ: ФУНДАМЕНТ ДЛЯ УСПЕХА©

15.03.2013

В последнее время в стране проводится политика, направленная на упрощение ведения предпринимательской деятельности. В этой связи в конце 2010 г. главой государства была издана Директива № 4, в развитие которой постановлением Совета Министров и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6 утверждены мероприятия по реализации ее положений. Среди них предусматривалось введение в Беларуси регулирования предпринимательской деятельности путем создания саморегулируемых организаций (п. 47). О том, что сделано для реализации данной меры, рассказывает начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Министерства юстиции Беларуси Михаил ХИЛЬ.

Следует признать, что пока в нашей стране институт саморегулирования определенных сфер предпринимательской деятельности фактически не развит. Его примером в республике пока может служить только адвокатская деятельность. Между тем мировой опыт показывает, что от саморегулирования получают неоспоримые преимущества как государство, так и бизнес. В частности, саморегулируемые организации (СРО) позволяют не только снизить нагрузку на государственные органы, но и повысить качество работы своих участников. Эти преимущества востребованы и могут быть реализованы в национальной правовой системе.

Итак, работа по созданию правового механизма функционирования СРО началась в 2011 г. Созданной при Министерстве юстиции рабочей группой подготовлена первоначальная редакция проекта закона «О саморегулируемых организациях». В работу были вовлечены представители различных госорганов, а также предпринимательские союзы и ассоциации, поскольку эта тема напрямую затрагивает интересы бизнеса.

В подготовленном законопроекте нашли отражение отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, взаимодействием СРО и их членов, потребителей товаров (работ, услуг), республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления.

К подготовленному проекту поступило много замечаний. Некоторые из них носили концептуальный характер, и по ним не удалось выработать единого подхода ввиду отсутствия понимания целей и механизма создания СРО с точки зрения защиты интересов как субъектов предпринимательства, так и граждан. Ситуацию не спас предложенный бизнес-союзами альтернативный вариант.

Помимо ряда замечаний по существу, законопроект не отвечает на главный вопрос: в каких сферах возможно введение саморегулирования и каков правовой механизм его реализации? Кроме того, остались неясными и другие проблемы, в т.ч.:

исключение возможности создания СРО в сферах деятельности, подлежащих лицензированию;

обязательность или добровольность членства в СРО;

возложение на СРО контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности с полным исключением вмешательства государства;

возможность объединения в СРО субъектов некоторых видов профессиональной деятельности;

порядок присвоения статуса СРО и т.д.

Не найдя ответов на эти вопросы, разработчики пришли к выводу, что дальнейшая подготовка законопроекта на данном этапе не оправданна. Но актуальность темы и интерес к ней у бизнес-сообщества остались. Поэтому работа по созданию действенного правового механизма саморегулирования продолжается. Учитывая неудачный опыт подготовки проекта закона, было принято решение о целесообразности на данном этапе подготовки концепции проекта закона «О саморегулируемых организациях». Соответствующее решение предусмотрено п. 34 плана подготовки законопроектов на 2013 год, утв. Указом Президента от 3.01.2013 № 1.

Концепция принципиально отличается от проекта закона — от процедурных моментов до содержательного наполнения. В частности, концепция должна включать анализ законодательства, в т.ч. международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта, обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, иметь предварительную структуру законопроекта, содержать прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий его принятия. При этом подготовленный вариант концепции должен быть согласован с заинтересованными органами и организациями, а на последней стадии согласован с главой государства. Если подготовленная концепция удовлетворит интересы всех заинтересованных лиц, то в последующем можно говорить о подготовке на ее основе соответствующего законопроекта.

При работе над концепцией законопроекта разработчиками будет уделяться внимание проведению анализа состояния и развития законодательства зарубежных стран в рассматриваемой области отношений. Большой интерес представляет опыт стран, где создание и деятельность саморегулируемых организаций практикуются сравнительно недавно, и прежде всего у наших партнеров по Таможенному союзу и ЕЭП. Так, в России действует специальный закон, в котором подробным образом регламентируется порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. Есть наработанная практика применения его положений, выявившая в т.ч. недостатки и недоработки, которые также следует учитывать в ходе подготовки концепции. В Казахстане даже без специального правового регулирования успешно функционирует саморегулирование деятельности специалистов по ценным бумагам и оценщиков. Еще одним важным документом, на который следует опираться при формировании положений концепции, является модельный закон от 31.10.2007 «О саморегулируемых организациях», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

При подготовке концепции законопроекта разработчики надеются на активное участие стороны субъектов предпринимательской деятельности. Чтобы привлечь их внимание, положения концепции будут рассматриваться на различных мероприятиях. Одно из них — IV Практическая конференция, посвященная актуальным аспектам применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, — состоится 20 марта т.г. В работе конференции планируется выступление представителя Министерства юстиции с обсуждением основных подходов концепции проекта закона «О саморегулируемых организациях».