$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Программы

Концепция развития аудита в Республике Беларусь

02.04.2010
Тенденции развития профессиональных объединений не обходят стороной и нашу страну. Так, 14 января 2010 г. зарегистрирована Ассоциация аудиторских организаций. В нее входят 27 компаний, в которых работает 209 аудиторов
с общим объемом выручки за прошлый год более 14 млрд. Br. Среди них
ОДО «АудитПрестиж», АООО «Аудитэл», ЗАО «АудитКонсульт»,
ООО «Абсолютаудит», ООО «АудитБизнесКонсалт», ООО «Аудитинформ»,
ООО «Аудит и управление», ЧУП «АвальАудит», ООО «Аудиткомсервис»,
ООО «Ажур-Аудит», ООО «БелАудитАльянс», ЧУП «Внешаудит»,
ООО «ГлобалАудит», ООО «Дикса-аудит», ОДО «КлассАудит»,
ООО «КвалитетАудит», ООО «Фирма «Могилеваудит», АООО «Профитаудит», ООО «Партнераудит», ОДО «Промаудит», ООО «Силар», ООО «Силар плюс», ООО «Финансовая Гавань», ЧУП «Царев и партнеры», ООО «ЭСЭЙ»,
ООО «Эксперт-Эко», ООО «Юрисаудит».

Сегодня мы публикуем концепцию, принятую общим собранием Ассоциации 17 марта.

Объективное развитие экономики республики требует минимизации издержек субъектов хозяйствования, в том числе и за счет повышения качества бухгалтерской и финансовой отчетности. Практика показывает, что пользователями отчетности принимается большое количество неверных решений из-за неадекватной оценки стоимости активов, потери доверия партнеров, недооценки уровня мошенничества в организации, неточной оценки возможности продолжения бизнеса.
Мы высказываем концептуальные подходы к развитию национального аудита. Особенно важным представляется законодательное закрепление принципиально новых подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества.
Мы предлагаем объединить аудиторов в единую общественную организацию, способную установить единые правила регулирования аудиторского рынка, осуществить разработку методологии национального аудита, внедрить новые технологии, соответствовать требованиям международных стандартов аудита (МСА). Основанием для успешной реализации концепции является внедрение разработанных белорусскими учеными технологий оценки качества аудита, механизма противодействия недобросовестной конкуренции, критериев проведения тендеров и построения аудиторского рейтинга. Механизм проведения тендеров представляется в виде ввода единых для всех и доступных для контроля показателей в закрытую от внешнего воздействия программу. Оценка качества ориентирована на пользователей отчетности и возможность контроля всех проводимых аудиторами проверок. Реальное повышение качества будет обеспечиваться методологией, позволяющей осуществить выполнение национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудита. Реализация новых технологий позволит зафиксировать пределы ответственности аудиторов, обосновать параметры аудита (трудоемкость, существенность, риски) при заключении договоров, оперативно контролировать соблюдение законодательства.
Наше мнение по поводу распределения функций государственного и общественного регулирования аудита основано на обобщении опыта развитых государств, в которых управление аудитом осуществляется общественными организациями, либо государством и общественными организациями.

I. Регулирование аудиторской деятельности

Функции государственного регулирования:
определение субъектов хозяйствования, подлежащих обязательному аудиту;
ведение контрольного реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
утверждение национальных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
утверждение единой системы проведения тендеров на аудит.
установление ограничений допуска аудиторов к обязательному аудиту (членство в общественном объединении, уровень качества);
организация условий для подготовки кадров по МСФО и МСА;
обобщение статистической отчетности аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций;
иные, установленные законодательством функции.
Функции общественного регулирования:
контроль качества аудита и контроль выполнения аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь;
разработка и внедрение методологического обеспечения национальных и международных стандартов аудита;
обеспечение финансовой устойчивости национальных аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
представление интересов аудиторов в органах исполнительной и законодательной власти;
разработка предложений по совершенствованию законодательства и внесение их в органы государственной власти;
унификация рабочей документации аудиторов с целью снижения затрат времени на выполнение работы и контроль;
разработка единых требований к содержанию договоров оказания аудиторских услуг с целью предотвращения недобросовестной конкуренции и упрощения контроля;
использование единых методик расчета трудоемкости аудита с целью реализации национальных правил и МСА на этапе планирования;
разработка и внедрение системы аттестации и повышения квалификации аудиторов, основанной на знании современной методологии аудита, МСА;
разработка системы показателей и методов их обработки для проведения тендеров на аудит с целью минимизации мошенничества;
ведение реестра аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей;
досудебное урегулирование споров между аудиторами и заказчиками;
внедрение методики построения рейтинга аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, приближенной к международным стандартам;
обеспечение взаимодействия аудиторских организаций (аудиторов — индивидуальных предпринимателей) и координация их деятельности при совместном проведении аудита;
разработка механизма, обеспечивающего равные экономические условия деятельности аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций.
организация взаимодействия с органами государственного и внутреннего контроля министерств и ведомств.

II. Снижение рисков пользователей аудиторских заключений

Снижение рисков пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности является самой сложной задачей аудита. Перспективными представляются следующие направления ее решения:
контроль качества процесса аудита в соответствии с действующими правилами и МСА;
внедрение современных технологий оценки качества аудита как услуги, имеющей потребительские свойства;
реализация методики обоснования при заключении договоров на проведение аудита условий выполнения задания, методики расчета стоимости и объема оказываемых услуг, необходимого времени, уровня существенности и аудиторских рисков;
внедрение механизмов противодействия нарушениям этики, недобросовестной конкуренции, ограничениям объема аудиторских процедур аудиторами и заказчиками аудита.

III. Развитие международного сотрудничества

Вступление в международную организацию бухгалтеров с целью признания международным сообществом аудиторских заключений, выдаваемых участниками Ассоциации;
разработка и внедрение объединением аудиторов системы контроля качества процесса аудита, соответствующей международным стандартам; обеспечение подготовки кадров по МСФО и МСА;
гармонизация республиканских правил аудиторской деятельности с МСА;
расширение возможностей получения аудиторами квалификации DipIFR и полной сертификации АССА;
взаимодействие с международными аудиторскими организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь и других странах;
участие в международных симпозиумах, съездах, конференциях по аудиту и бухгалтерскому учету.