Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
03.09.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОНЦЕПЦИЯ ПАРТНЕРСТВА©

Окончательная версия концепции проекта закона «О государственно-частном партнерстве» опубликована недавно на сайте Минэкономики.

Окончательная версия концепции проекта закона «О государственно-частном партнерстве» опубликована недавно на сайте Минэкономики.

Проект закона устанавливает основы правового регулирования, цели, задачи, общие принципы общественных отношений, складывающихся в рамках государственно-частного партнерства, и направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Основными целями этого документа являются содействие привлечению инвестиций в экономику страны, концентрации материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов партнеров, привлечение внебюджетных средств для финансирования капвложений, научно-исследовательских работ, общественно-значимых проектов и программ. При этом основными задачами ГЧП провозглашаются создание условий для эффективного взаимодействия партнеров в целях устойчивого социально-экономического развития республики, повышение уровня жизни и занятости населения, эффективности использования имущества, в т.ч. земельных участков, находящихся в государственной собственности, развитие инновационной деятельности, наукоемких производств, повышение технического уровня производства, совершенствование техпроцессов, развитие объектов инфраструктуры, эффективное использование бюджетных средств и т.п.

ГЧП может развиваться в различных сферах деятельности, в т.ч. в сфере производства и оказания услуг. Оно должно осуществляться на принципах законности, справедливости и беспристрастности, партнерства (что предполагает равноправие и сбалансированность интересов и рисков партнеров), социальной ответственности, свободы договора, равноправия и добровольности, эффективности, прозрачности и экологичности.

При этом под ГЧП понимается юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственных органов (организаций) и субъектов предпринимательской деятельности с целью объединения ресурсов и распределения рисков, осуществляемое в целях реализации социально значимых, инвестиционных, инновационных, инфраструктурных, национальных проектов и программ, имеющих важное государственное и общественное значение. ГЧП реализуется посредством взаимодействия государственного и частного партнеров и осуществляется в форме концессионного или инвестиционного договора, соглашения о ГЧП и иных договоров, отвечающих целям, задачам и принципам ГЧП. Форма определяется органом, принимающим решение об осуществлении ГЧП. Правда, вопросы, связанные с инвестициями и концессиями, инновациями и корпоративными отношениями, уже регламентированы отдельными законами. Но не лишним будет и еще один, регулирующий все аспекты ГЧП, открывающий новые возможности взаимодействия государства и частного бизнеса, а главное — являющийся «важным политическим шагом», свидетельствующим о готовности государства к такому сотрудничеству.

В мировой практике ГЧП отнюдь не имеет такого сакрального значения. Им считается любое средне- или долгосрочное соглашение между частным и государственным сектором, основанное на разделении рисков и доходов, а также на объединении ресурсов и компетенций, а в более широком смысле — отношения между частным и государственным секторами, при которых ресурсы первого привлекаются для производства общественных благ и услуг, особенно инфраструктурных и социальных, которые обычно находятся в компетенции государства. При этом если в одних странах приняты специальные законы о ГЧП, то в других отдельные его вопросы урегулированы разрозненными законодательными актами или общими правовыми нормами.

БЕЛОРУССКИЙ закон будет содержать ключевые определения, цели и задачи ГЧП. Отметим, что закон не будет распространяться на отношения, возникающие в связи с приватизацией и государственными закупками. Зато в нем предполагается урегулировать вопросы имущественного и финансового обеспечения ГЧП, в т.ч. передачи частному партнеру в аренду, постоянное или временное пользование земельных участков, в доверительное управление, владение и пользование иного недвижимого и (или) движимого государственного имущества.

Объектом соглашения о ГЧП могут быть объекты инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, за исключением объектов, находящихся только в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц и (или) возведенные на основе соглашения; а также производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Соглашение не может заключаться в отношении объектов гражданских прав, оборот которых в соответствии с законодательством запрещен или ограничен, а также объектов, находящихся только в собственности государства.

Выбор частного партнера для заключения соглашения осуществляется по конкурсу в порядке, определяемом Совмином. При этом государственный партнер может предоставить частному имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, во владение и пользование, предоставить право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, необходимые для исполнения соглашения. Кроме того, государственный партнер может принять в собственность объект соглашения от частного партнера, а также предоставить ему средства из бюджета для оплаты товаров (работ, услуг) или иной деятельности в соответствии с соглашением.

В свою очередь, частный партнер принимает на себя обязательства по финансированию (полностью или частично) и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения, а также обязательства по проектированию, возведению, реконструкции (реставрации), ремонту, модернизации. Частный партнер вправе передать право собственности на объект соглашения государственному партнеру в установленные сроки.

Частным партнером исключительно в целях исполнения соглашения может быть создано хозяйственное общество, а государственный партнер вправе стать его соучредителем при условии, что его доля не превысит 2/3.

В законе планируется определить распределение рисков и отношения собственности на объекты, возведенные в результате исполнения соглашений. В частности, такие объекты не могут отчуждаться и быть предметом залога.

Соглашение будет подлежать госрегистрации и должно содержать существенные условия, перечисленные в законе, включая права, обязанности и ответственность сторон, виды и условия обеспечения, порядок расчетов, распределения прав на объект и рисков, сроки и т.п. В соглашение не могут быть включены положения о передаче частному партнеру функций регуляторного и (или) контрольного характера, входящих в компетенцию государственных органов. Так что чего-то подобного некогда существовавшему институту «откупщиков» в Беларуси не появится. Кроме того, оговариваются условия конфиденциальности. Порядок контроля за его исполнением, в т.ч. путем назначения независимого аудитора, определяется партнерами.

СОБСТВЕННО, в отечественном законодательстве уже имеются достаточные условия для реализации большинства форм государственно-частного партнерства. Однако ряд корректировок потребуется, в частности, чтобы обеспечить возможность оказания господдержки, предоставления земельных участков и иного имущества в аренду, получения налоговых льгот, бюджетного финансирования и участия в госзакупках.

Авторы законопроекта надеются, что его принятие не приведет к введению дополнительных ограничений и обязанностей для бизнеса и лишних расходов для субъектов хозяйствования и государства. Зато принятие закона создаст финансово-экономические предпосылки для создания правовых условий с целью развития ГЧП в республике, ускорения внедрения новых социально значимых проектов за счет привлечения в госсектор частных финансовых и иных ресурсов и применения инновационных технологий, поощрения предпринимательской инициативы в социально значимых сферах экономики, содействия привлечению инвестиций, эффективности использования госимущества, а также государственных и частных ресурсов. В результате повысится качество товаров (работ, услуг), предоставляемых населению.

Разнообразные формы ГЧП в любом случае сводятся к тому, что создание и/или эксплуатацию объектов, обычно находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, а также услуг, осуществляемых государством, берут на себя частные компании, рассчитывающие извлечь прибыль. Способствовать этому должно объединение финансовых и иных ресурсов государственного и частного партнеров и распределение рисков между ними. Но готовы ли белорусские власти обойтись без подозрений в отношении своих будущих партнеров в излишней наживе и обвинений в перекачивании государственных денег в частные карманы? В свою очередь, способны ли частники ограничиться предусмотренными в соглашениях доходами и не пытаться получить какие-то «бонусы» в обход законодательства? Однако эти вопросы лежат далеко за пределами норм будущего закона.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений