$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ©

18.07.2014

 

На прошлой неделе в Алматы представители Беларуси, России и Казахстана обсудили подходы и сроки формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов, а также определились с исполнителями, сообщает пресс-служба ЕЭК.

Создание общих рынков энергетических товаров предписано Договором о создании Евразийского экономического союза (далее — Договор) в целях эффективного использования потенциала ТЭК государств — членов и обеспечения национальных экономик основными видами энергоресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты). Одним из шагов по его реализации стало заседание действующих при ЕЭК консультативных комитетов по электроэнергетике и по нефти и газу с участием их членов, а также представителей профильных министерств стран ТС, энергетических компаний и научно-исследовательских организаций, которое прошло в Алматы. Здесь был рассмотрен ряд документов, в частности проект Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Она определяет цели и задачи этого рынка, его модель, структуры управления, механизмы взаимодействия субъектов, формы и методы регулирования, этапы формирования.

По словам члена коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Даниала Ахметова, при разработке проекта концепции учтен опыт работы общих рынков электроэнергии стран Скандинавии, Центральной Европы, США. При этом в качестве образца выбрана европейская модель, отличительной особенностью которой является формирование рынка с учетом национальных особенностей стран-участниц, что позволяет сохранить их энергетические основы. В ЕЭК намерены внимательно изучать потенциальные возможности электроэнергетических систем Беларуси, РФ и Казахстана и при формировании общего рынка использовать их лучшие стороны.

Потенциал стран ТС в электроэнергетике достаточно высок. Сегодня общий коэффициент использования электроэнергетических мощностей составляет всего 52%, а возможности межгосударственных линий используются лишь на 20%. Снижение стоимости электроэнергии повлечет сокращение издержек во всех отраслях, а потому в ЕЭК надеются, что создание общего электроэнергетического рынка должно стать одним из главных катализаторов роста национальных экономик «тройки», подчеркнул министр.

Энергетическое сотрудничество в рамках ЕАЭС в соответствии с договором будет осуществляться на принципах равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств — членов, рыночного ценообразования на энергоресурсы, недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов трех стран на общих рынках энергоресурсов, развития на них конкуренции и транспортной инфраструктуры, устранения технических, административных и прочих барьеров в торговле энергоресурсами, соответствующим оборудованием, технологиями и связанными с ними услугами, гармонизации национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергоресурсов. При формировании общего электроэнергетического рынка должен соблюдаться баланс экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, а также других субъектов. Планируется обеспечить поэтапную гармонизацию законодательства государств — членов в сфере электроэнергетики, в т.ч. в части раскрытия информации субъектами общего электроэнергетического рынка, беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики в пределах имеющейся технической возможности при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств — членов при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности). В перспективе должна произойти поэтапная трансформация структуры национальных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с целью выделения конкурентных и монопольных видов деятельности, а также формирование общего электроэнергетического рынка государств — членов на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств — членов с учетом местных особенностей.

Согласно Договору концепция должна быть внесена на утверждение Высшего совета ЕАЭС до 1.07.2015 г. Затем предстоит разработать и до 1.07.2016 г. утвердить главами государств программу формирования общего электроэнергетического рынка Союза, предусмотрев срок выполнения ее мероприятий до 1.07.2018 г. По их завершении государства — члены, как предполагается, заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка Союза с едиными правилами доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики и обеспечат вступление его в силу не позднее 1.07.2019 г.

Общие рынки в ЕАЭС углеводородного топлива — газа, нефти и нефтепродуктов — предусматривается формировать синхронно. В соответствии с Договором до 1.01.2016 г. должно произойти утверждение Высшим советом Союза концепций этих рынков, еще через 2 года — программ, которые, в свою очередь, планируется реализовать до 1.01.2024 г. Международные договоры о создании в Союзе общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, содержащие в т.ч. единые правила доступа к системам транспортировки этих энергоносителей, расположенным на территориях государств — членов, должны вступить в силу не позднее 1.01.2025 г.

В Алматы участники заседаний консультативных комитетов рассмотрели также методологию формирования индикативных балансов энергоресурсов государств — членов ЕАЭС, которая станет основой создания общих рынков в сфере энергетики. В проекте этого документа определены основные подходы и механизмы формирования индикативных (прогнозных) балансов энергоресурсов Союза, их структуры и особенности составления балансов каждого вида энергоресурса, а также уполномоченные органы Беларуси, России и Казахстана, осуществляющие разработку балансов.

Проекты документов были приняты к дальнейшему рассмотрению и доработке.
 
Материал подготовил Иван МИХАЛЕВИЧ