$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

КОНЦЕПЦИЯ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ©

24.05.2013

Постановлением Совмина от 5.04.2013 № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года (далее — Концепция), целью которой является создание условий для удовлетворения потребности граждан в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.

Ставится задача предоставить каждому гражданину широкий выбор способов решения жилищных вопросов, привлечь максимально возможное количество внебюджетных источников, включая средства организаций и физических лиц.

Концепция предусматривает существенное наращивание объемов жилищного строительства. В целом по республике в 2013–2015 гг. планируется построить 24,5 млн. м2 жилья. При этом годовой объем жилищного строительства в 2015 г. должен составить 9,5 млн. м2 общей площади (в 2012 г. введено в эксплуатацию 4,5 млн. м2), а доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме вводимого жилья должна составить не менее 40% (в 2012 г. — 31,5%). В результате расчетный показатель среднестатистической обеспеченности населения жильем увеличится с 25 м2 на начало 2012 г. до 27–28 м2 на одного жителя в 2015 г.

Для достижения намеченных целей Концепция предусматривает комплекс мер, направленных на совершенствование организационных и финансовых механизмов в жилищном строительстве, формирование действенных систем социальной защиты и господдержки граждан в улучшении жилищных условий.

В частности, с 2013 г. планируется ввести госзаказ на строительство жилых домов для граждан, имеющих право на господдержку. Соответствующие меры предусмотрены Указом от 8.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений» (см. с. 2–6 Информбанка).

Основой ценообразования в жилищном строительстве в 2013–2015 гг. должна стать разработка сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и (или) укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади объекта, стоимости объектов-аналогов в ценах на дату завершения строительства с использованием в пределах нормативного срока строительства прогнозных индексов цен в строительстве и формирование неизменных договорных (контрактных) цен в соответствии с Указом от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».

Это предполагает ответственность подрядчика за своевременное выполнение строительства, а заказчика — за своевременное финансирование, что, как считают разработчики Концепции, будет стимулировать сокращение сроков строительства и ресурсосбережение.

Особое внимание будет уделяться проектам экономичных быстровозводимых домов типовых потребительских качеств в целях снижения ресурсоемкости проектируемых и строящихся объектов посредством ужесточения норм расхода базовых стройматериалов с учетом использования преимущественно новых отечественных материалов с высокими техническими характеристиками.

Признано также необходимым сохранить действие норм законодательства об ограничении уровня рентабельности подрядных и проектных работ, стоимости стройматериалов, конструкций, прибыли застройщика при долевом строительстве, а также о налоговых вычетах на сумму средств, затраченных гражданами на строительство, в т.ч. реконструкцию или приобретение жилья.

В документе нашли отражение и такие важные и актуальные для населения вопросы как упорядочение господдержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и усиление контроля за ее целевым использованием. Льготные кредиты и одноразовые субсидии будут предоставляться с учетом реальных финансовых возможностей государства адресно и дифференцированно в порядке и на условиях, предусмотренных Указом от 6.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» по категориям гражданам, которые собственными силами не могут улучшить жилищные условия, а также иным категориям граждан исходя из специфики их деятельности (военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям).

При этом сохраняется преимущественное право на получение господдержки для многодетных семей и военнослужащих. Сроки обеспечения жильем многодетных семей и граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, должны снизиться до 3 лет, и до 5 лет (в г. Минске — 7 лет) — для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на господдержку. Наряду с этим также гарантируется включение многодетных семей (в т.ч. в первоочередном порядке имеющих 4 и более несовершеннолетних детей) в члены организаций застройщиков (заключение договора создания объекта долевого строительства) в течение года со дня подачи заявления.

Сохраняется действующий порядок предоставления финансовой помощи молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам: молодым семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — 10%, при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — 20%, многодетным семьям при наличии 3 несовершеннолетних детей — 75%, при наличии 4 и более несовершеннолетних детей — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.

При строительстве жилья для льготных категорий граждан устанавливаются предельные уровни стоимости 1 м2 жилья типовых потребительских качеств, возводимого на основе госзаказа. Их соблюдение на постоянной основе будут обеспечивать местные исполнительные и распорядительные органы под контролем Минстройархитектуры.

Господдержку удастся получить лишь 1 раз, а перечень категорий граждан, имеющих право на нее, может уточняться в процессе реализации государственной жилищной политики.

С 2013 г. ограничивается принятие на квартирный учет граждан, зарегистрированных в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают, а также граждан, уже воспользовавшихся господдержкой — в течение срока, установленного законодательством (за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением детей). Для реализации этих ограничений планируется создать в республике единую базу данных с информацией о таких гражданах и членах их семей.

Государство продолжит строительство социального жилья, в т.ч. арендного.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не относящихся к льготным категориям, имеющим право на господдержку, в Концепции предусмотрено:

- в соответствии с законодательством об охране и использовании земель предоставление местными исполнительными и распорядительными органами без проведения аукциона земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов;

- долевое строительство жилых помещений в многоквартирных жилых домах с ограниченной прибылью застройщика;

- повышение доступности общих (не льготных) условий кредитования, определяемых банками, при предоставлении кредитов на строительство, в т.ч. реконструкцию, или приобретение жилья.

Кроме того, для организаций, строящих жилье для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хозспособом с использованием собственных средств будут предусматриваться соответствующие налоговые льготы.

Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предлагается решать свой жилищный вопрос на коммерческой основе с использованием банковских кредитов, ипотеки, жилищных строительных сбережений, жилищных облигаций, долевым способом.

Правительство поручило Минстройархитектуры совместно с заинтересованными республиканскими органами госуправления и иными госорганизациями, подчиненными Совмину, облисполкомами и Мингорисполкомом в двухмесячный срок разработать план мероприятий по реализации Концепции.

Виктор САВИЦКИЙ, член отделения Межрегиональной общественной организации «АЖКХ» (Академия жилищно-коммунального хозяйства)