$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ:©

19.12.2014

в товарищах согласья нет

Продолжается обсуждение проекта Концепции развития системы бизнес-образования в РБ в 2014–2015 гг. и на период до 2020 г. (далее — Концепция) и плана мероприятий по ее реализации. Противоречия между профессиональными участниками рынка, а также вопросы к регуляторам образовательной деятельности пока остаются, но есть намерения прийти к взаимно приемлемому решению. Очередной площадкой для дискуссий стал организованный учреждением «Новая Евразия» круглый стол «Развитие бизнес-образования в Республике Беларусь: тенденции и перспективы».

Мероприятие продолжило ряд встреч, на которых представители Минэкономики, Минобразования, учреждений образования и бизнес-школ, бизнеса и некоммерческих организаций обсуждают вопросы регулирования рынка услуг постдипломного обучения взрослых и новые методы работы. Как пояснил начальник управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский, планируется, во-первых, передать функции государственного регулирования системы бизнес-образования Минэкономики по примеру России, где аналогичную роль выполняет Минэкономразвития.

Во-вторых, намечено построить 2-уровневую систему бизнес-образования, включая создание Национального института бизнеса на базе государственного учреждения образования «Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ» и сети высших школ бизнеса на основе действующих учреждений высшего образования — на первом уровне; сети бизнес-школ на базе коммерческих организаций, предоставляющих услуги бизнес-образования, а также учебных центров крупных производственных организаций реального сектора экономики — на втором уровне.

В-третьих, с целью стимулирования внутреннего спроса на услуги бизнес-образования будет создан механизм государственного заказа на подготовку управленческих кадров для национальной экономики. Заказ будет формировать Минэкономики на основе заявок облисполкомов, отраслевых министерств, субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем участие «частников» в образовательных программах по госзаказу оценивается в 20% их общей численности (это примерно 18 тыс. сотрудников ежегодно). Финансирование госзаказа включает 3 элемента: 40% стоимости обучения будет возмещаться из госбюджета, 30% — из местного бюджета или средств организации, направляющей на обучение, 30% — собственные средства обучающегося. Также Концепцией предусматривается создание Республиканского совета по аккредитации участников (субъектов) рынка бизнес-образования — консультативно-совещательного органа при Минэкономики, целью деятельности которого будет мониторинг развития системы бизнес-образования и оценка качества услуг бизнес-образования.

По словам директора ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» БГУ, председателя Ассоциации бизнес-образования Владимира Апанасовича, предпосылки для реформирования системы бизнес-образования в Беларуси возникли давно. Одним из факторов, который подтолкнул к реструктуризации, стала критика со стороны работодателей, которые вынуждены доучивать специалистов на рабочих местах.

Необходимость изменений в регулировании рынка бизнес-образования подчеркнул также генеральный директор ЧУО «Бизнес-школа ИПМ» Павел Данейко, отметив, что это вызвано прежде всего изменением места частного бизнеса в экономике страны, усилением его вклада в ВВП. «По количеству частных компаний на 1 тыс. человек мы на уровне Франции. Сформирован большой рынок бизнес-образования и спрос на долгосрочное системное бизнес-обучение. Но в условиях нынешнего регулирования дальнейшее развитие бизнес-образования невозможно. Белорусский рынок бизнес-образования вырос своеобразно. Если в других странах бизнес-школы возникали при вузах, то у нас бизнес-образование выросло из тренингов, из обучения для малого и среднего бизнеса и превратилось в бизнес-школы.

Но чтобы эти учреждения могли окончательно преобразоваться в бизнес-школы и начали выдавать документы, признаваемые не государством, а компаниями, нужен следующий шаг по их формализации. И регулирование Минобразования не позволяет сделать этот шаг. Все наши предложения основаны на том, чтобы дать возможность рыночным механизмам работать в сфере бизнес-образования».

Павел Данейко также отметил, что все противоречия между Ассоциацией бизнес-образования, объединяющей государственные и частные вузы Минска и регионов, и Ассоциацией развития менеджмента, в которую входят частные бизнес-школы и консалтинговые компании, вытекают из разных подходов к проекту Концепции: «Вузы хотят изменить регулирование системы в сторону большего зарегулирования. Мы настаиваем на снижении барьеров входа, на том, чтобы были равные условия для всех субъектов и возможность частному бизнесу инвестировать в создание бизнес школ». Ассоциации расходятся и по другим ключевым позициям проекта Концепции: необходимости госзаказа на подготовку управленческих кадров для национальной экономики, роли Национального института бизнеса в системе бизнес-образования и др.

В частности, управляющий партнер, руководитель направления стратегического развития, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», председатель Ассоциации развития менеджмента Александр Паньков считает, что «слушатели должны иметь доступ к льготному кредитованию, грантам, чтобы обучаться в любой бизнес-школе безо всяких госзаказов. Чтобы создать элиту, нужна сильная мотивация к обучению. А если ее насильно загоняют госзаказом на обучение, ничего хорошего не будет». Он также отметил, что непреодолимых разногласий нет, заявив, что «надо попытаться прийти к консенсусу».

Сторону оппонентов проекта поддержал почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН) Георгий Бадей. Он высказал мнение, что развитие бизнес-образования не должно финансироваться за счет государственного бюджета и что необходимо создать многоуровневую систему бизнес-образования, которая будет наиболее полно удовлетворять потребности бизнеса, а самый активный толчок развитию бизнес-образования могли бы дать структурные реформы экономики. БСПН считает, что Концепция не отвечает духу Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и современным требованиям экономики. Более того, союз предпринимателей разработал проект указа о системе профессионального образования в Беларуси.

Депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Валерий Бороденя отметил, что существующие противоречия по проекту Концепции вызваны тем, что обсуждаются разные сегменты рынка бизнес-образования: вузы и частные структуры, у которых различные потребности. «Поэтому должны быть разные подходы. Мы должны отпустить на свободу, полностью развязать руки бизнесу, который развился из тренинговых курсов, который востребован и помогает оперативно отвечать на новые требования белорусского рынка», — поддержал он Ассоциацию развития менеджмента.

Искать компромисс и не бояться принимать решения призвал участников дискуссии декан «Высшей школы управления и бизнеса» БГЭУ Сергей Кричевский. «Концепция — это всего лишь протокол о намерениях, она очень гибкая и блоками ее можно дополнить. Что касается Национального института бизнеса, как я понимаю, это будет всего лишь база для учебно-методического объединения, которая разрабатывает методические рекомендации, а не проводит жесткое регулирование рынка. Необходимо создать равные условия ведения бизнеса для вузов и частных бизнес школ, нужна либерализация: государственные вузы необходимо превращать в холдинги, в рамках которых бизнес-школа станет коммерческим подразделением».

Советник Представительства Международной финансовой корпорации в РБ и член общественно-консультативного (экспертного) совета при Минюсте Валерий Фадеев отметил что он, в отличие от других выступающих, не относится к проекту Концепции как к протоколу о намерениях: «Это все-таки документ, который определяет основные направления развития системы бизнес-образования, который определен правительством и который будет работать. Я думаю, что Концепция не станет документом на века, но на этом этапе необходимо снять все спорные вопросы, затем внести проект на рассмотрение в правительство и уже потом реализовывать Концепцию».

Учреждение «Новая Евразия», как нейтральная сторона дебатов, организует проведение независимой оценки проекта Концепции для повышения качества документа и создания благоприятных условий для деятельности всех игроков рынка бизнес-образования в Беларуси.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ