$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Кому в Сети жить хорошо

06.04.2010

Для того чтобы поддержать наметившиеся положительные тенденции в области информационных технологий и Интернета, нужны инвестиции. Иначе организациям ИТ-сферы в сложных условиях выхода из кризиса не удастся сохранить конкурентоспособность и удержаться на плаву.

Сергей СТАНИШЕВСКИЙ, директор сети интернет-магазинов

Одной из кризисных тенденций стало сокращение числа работников ИТ-сферы на предприятиях реального сектора экономики в Европе и США. Услуги дорогостоящих программистов и поддержку интернет-сайтов многие компании сочли непозволительной роскошью. Беларусь этот процесс тоже затронул, но в меньшей степени: ИТ-сфера в стране и без того была развита слабо, существовала в состоянии постоянного кризиса. В первую очередь пострадали крупные инвестиционные и долгосрочные ИТ-проекты, «завязанные» на иностранных партнерах, в т.ч. и программы белорусской «Силиконовой долины». Одновременно начал развиваться национальный электронный бизнес, стартовала компьютеризация реального сектора экономики.

Поддерживались в основном проекты, требующие постоянных, но небольших, текущих затрат, а не разовых крупных инвестиций. Сворачивались — масштабные разработки, построенные на научных исследованиях. Новые информационные технологии «ушли» в сферу обслуживания уже существующего прибыльного бизнеса.

Положительной тенденцией кризисного периода можно считать активное внедрение электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов. В результате руководители предприятий получили возможность экономить трудовые ресурсы и время сотрудников. Специалисты, высвободившиеся в связи с закрытием крупных проектов, занялись мелкой программной поддержкой бизнеса — совершенствованием бухгалтерских программ, интернет-магазинов, автоматизацией технологий внутри крупных компаний. Именно в период кризиса была внедрена электронная форма подачи налоговых деклараций.

Насколько экономически обоснованными являются затраты на развитие сети Интернет и что происходит сейчас?

Ответить на этот вопрос можно, изучив спрос потребителей на услуги по доступу в Сеть. По статистике ширина интернет-шлюза (один из основных показателей развития ИТ) с 2008 г. по 2009 г. совершила невиданный по сравнению с прошлыми периодами прыжок — с 5,2 до 17 гбит/сек. Число интернет-пользователей в пик кризиса (апрель–май 2009 г.) составило около 3 млн. Средняя стоимость доступа без ограничений трафика в течение 2008–2009 гг. упала с 55 до 22 USD.

Растет популярность мобильного Интернета. Безлимитный доступ стал одной из самых распространенных форм подключения. Для того чтобы удержать позиции на рынке, провайдеры снижают цены для абонентов быстрее, чем она падает для них самих.

Интернет превратился в средство рекламы, маркетинга, продвижения товаров и услуг. По некоторым данным, весь рекламный рынок в 2009 г. упал на 19%, в то время как рост интернет-рекламы составил около 15%.

По сведениям рекламного агентства Hepta Group, в 2009 г. доли различных видов рекламы таковы: телевизионная занимает лидирующее положение — 61%, печатная пресса — 15%, наружная реклама — 12%, радио и Интернет — по 6% рынка. Ожидается, что доля интернет-рекламы в 2010 г. будет расти за счет уменьшения других ее видов. В Европе этот показатель достигает 24% (в Англии и Дании), в Австрии — 6,5%, в Испании — 7,2%.

Интернет является дешевым и доступным инструментом для старта бизнеса в период кризиса. Ведь даже при отсутствии рекламного бюджета создание сайта и его базовая оптимизация гарантирует минимальный поток клиентов.

Представители веб-студий и специалисты по продвижению электронных ресурсов отмечают, что интерес к их бизнесу с кризисом лишь возрос, но требования заказчиков изменились. Продвигать хотят то, что принесет прибыль. При этом клиенты интересуются технологиями и методами работы ИТ-специалистов, вникают в процесс, контролируют, куда уходят деньги, и прогнозируют результат.

С ростом внимания государства к сайтам экспортеров, госпредприятий, поддержке электронных ресурсов госучреждений сложился альянс госпредприятий и частных ИТ-компаний. Сеть стала инструментом разгрузки складов и маркетинга. Однако результаты пока не ощущаются: сфера информационной и технической поддержки госпредприятий страдает от нехватки квалифицированных ИТ-специалистов и интернет-маркетологов.

В период кризиса Интернет стал инструментом маркетинговых исследований и планирования бизнеса — средством проведения анкетирования, изучения спроса, анализа интереса пользователей к товарам или услугам. Возросла роль Сети в сфере бизнес-коммуникаций и партнерства, поиска инвесторов.

В целом кризис оздоровил ИТ-сферу и Интернет в Беларуси. С одной стороны, свернуты неперспективные проекты, а с другой — в реальном секторе экономики и торговле произошла автоматизация бизнес-процессов, превращение Интернета в мощный инструмент экономии и получения прибыли. На предприятиях стали ценить интеллектуальный потенциал, удерживать ИТ-специалистов.