Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.96
Серебро:
2
Платина:
86.46
Палладий:
169.2
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Кому ресурсосберегающие технологии?

В отличие от бензина, качество автомобильных масел от внесения специальных порошковых добавок (присадок) только растет. Ведущие западные компании, производящие автомобильные масла, уже десятилетия используют присадки, зачастую основанные на изобретениях советских ученых...
В отличие от бензина, качество автомобильных масел от внесения специальных порошковых добавок (присадок) только растет. Ведущие западные компании, производящие автомобильные масла, уже десятилетия используют присадки, зачастую основанные на изобретениях советских ученых. Отечественные же производители нефтепродуктов, как и прежде, не проявляют интереса к новым технологиям выпуска равноценных западным, но сравнительно более дешевых смазочных материалов. В стране с неизменно растущим парком "бэушных" западных автомобилей они пользовались бы повышенным спросом. Однако попытки разработчиков предложить государству организовать массовый выпуск собственных качественных масел заканчиваются пока ничем.

Технология увеличения износостойкости поверхностей деталей узлов трения основана на "эффекте безызносности" так называемых металлоплакирующих смазок, начало которым положило изобретение советских ученых еще 60-х годов. Но практическое применение она нашла только в авиастроении (КБ Сухого) и еще нескольких столь же "штучных" отраслях, так и не найдя дорогу к массовому внедрению в повседневный быт. "Советская" судьба этого изобретения (равно как и множества других) -- многолетняя история конференций, симпозиумов, докладов и докладных записок, обсуждений возможного внедрения и обмена опытом внедрения, т.д. и т.п., -- и так до тех пор, пока Союз не развалился.

Начиная с середины 90-х годов металлоплакирующие смазки в частном порядке используются и в Беларуси -- от добавок в двигатель личного автомобиля до металлорежущих станков. Разработанная в БГУ присадка "эко-диспер" универсальна, она смешивается с любыми смазками и маслами, поэтому любая смазка может стать металлоплакирующей и решать проблему износа дизелей, компрессоров и т.д. Экономический эффект от применения таких смазок -- 10 рублей на вложенный рубль. Так, использование "эко-диспер" в японских дизелях погрузчиков "тойота" показало: масло с этой добавкой стало служить на 50% дольше. Обыкновенное "наше" масло без помех проходило через японские фильтры и служило не хуже дорогостоящих импортных масел "шелл" или "петролиум" (которые, кстати, уже десятилетия как легированы аналогичными присадками, отчего моторесурс западных двигателей вдвое превышает отечественные аналоги).

Применение металлоплакирующих смазок позволяет экономить также и топливо, что доказано специальными испытаниями, например, в депо Барановичи. Ведь защитная пленка на поверхности деталей уменьшает коэффициент трения почти в 1,5--2 раза, что и приводит к экономии топлива минимум 3--5%. Одной БЖД применение присад могло бы дать миллиарды рублей прямой и косвенной экономии. (Впрочем с недавних пор и железная дорога стала "экономить" на прежде активно используемых присадках.) Минский авторемонтный завод, депо трамвайно-троллейбусного управления и целый ряд других предприятий уже имеют положительный опыт использования присадок. Но массового распространения технология "безызносности" так и не получила. Самое любопытное, что ситуация принципиально не меняется со времен Миннефтехимпрома СССР, откровенно "затиравшего" технологию, которая лишила бы ведомство запланированных бюджетом доходов (реже замена смазки, экономия топлива, т.д.). Ведь в промышленном производстве металлоплакирующего "ширпотреба" прежде всего должны быть заинтересованы НПЗ, а не предприятия-потребители, располагающие станочным парком, автотехникой и оборудованием. Специалисты МАЗа, например, соглашаются с высокой эффективностью таких технологий, но ситуацию с организацией в РБ собственного производства металлоплакирующих смазок прокомментировали "НЭГ" так: для чего заводу вкладывать средства в технологию продления жизни оборудования, физически и морально устаревшего на 70--80%? Для полной его замены МАЗ изо всех сил пытается найти инвестиции, поскольку иначе, не произведя технологической смены поколений, утеряет конкурентоспособность уже навсегда. А вот покупатели "мазов" и иной техники, наоборот, должны всячески приветствовать появление на рынке качественных дешевых отечественных смазок, способных продлить срок их эксплуатации, но при этом финансировать новое производство -- только самим фактом покупки.

В Беларуси нет частных компаний вроде Лукойла, производящих фирменные нефтепродукты для своих АЗС и заинтересованных в привлечении массового покупателя. Вырабатываемые белорусскими НПЗ смазки сами по себе находят "сбыт" на селе и в промышленном госсекторе, а рынок элитных автомобильных масел без усилий заняли западные производители. Это даже при том, что по оценке российских экспертов 3/4 западных фирменных масел в розничной торговле -- подделка. Тем не менее стоило пару лет назад белорусским разработчикам "эко-диспер" предложить использование присад в масштабах дорожной отрасли, как тут же совместно с производителями масел из Германии в Минске была организована конференция, резюме которой сводилось к одному: не нужно белорусам делать то, что давно уже производят в ЕС, -- просто покупайте.

В итоге предложения белорусских энтузиастов организации отечественными НПЗ выпуска металлоплакирующих смазок закончились ничем, а обращение в Администрацию Президента в прошлом году -- и вовсе осталось без ответа. Разработавший "эко-диспер" профессор БГУ работает теперь в одном из университетов Польши, а Мозырский и Новополоцкий НПЗ готовятся к приему российского инвестора. Быть может, они заинтересуются товарным выпуском масел пусть даже не по белорусской, а по российской технологии -- корни одни, советские.