Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Исследования, рейтинги
16.12.2011 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОМУ НУЖЕН БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ©

Международные финансовые учреждения, рейтинговые агентства и общественность в целом — все те, кого непосредственно касаются проблемы долгового кризиса и обеспечения финансовой стабильности государства, во многих странах мира не рассматриваются в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора. Такие выводы сделаны в исследовании, опубликованном недавно компанией Ernst & Young.

Международные финансовые учреждения, рейтинговые агентства и общественность в целом — все те, кого непосредственно касаются проблемы долгового кризиса и обеспечения финансовой стабильности государства, во многих странах мира не рассматриваются в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора. Такие выводы сделаны в исследовании, опубликованном недавно компанией Ernst & Young.

 

Проведенный в рамках данного исследования опрос мнений официальных лиц из финансовых ведомств 33 стран (в т.ч. Литвы и Украины) показал, что хотя 84% респондентов отметили правительство и парламент в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций госсектора, лишь 33% из них включили в данный перечень рейтинговые агентства и 39% — международные финансовые учреждения. Простых граждан упомянул 51% респондентов.

 

«Полученные результаты указывают на то, что многие государства недостаточно эффективно раскрывают информацию о своем финансовом положении, — констатирует Филипп Пеш-Лестрад, руководитель международной практики E&Y по оказанию услуг правительственным и государственным учреждениям. — Если при принятии важнейших инвестиционных, законодательных или политических решений внешние пользователи не будут располагать самой актуальной и надежной информацией, то это может негативно отразиться на состоянии мировой экономики в целом. Наученные финансовым кризисом, правительства должны создавать все условия для внедрения механизмов современного управления и реформирования существующих систем ведения бухучета. При этом необходимо принимать более активные меры к снижению обеспокоенности по поводу прозрачности, подотчетности и устойчивости деятельности государственных организаций».

 

Целью исследования было выявить последние тенденции и изменения в области ведения бухгалтерского учета в государственном секторе, а также провести оценку результатов происходящего в мире процесса перехода от кассового метода к методу начисления, главной целью которого является переход к Международным стандартам финансовой отчетности в общественном секторе (МСФООС).

 

Глобальная унификация требований в области бухучета входит в число мер, к реализации которых призывают страны — члены G-20 и ряд других государств для обеспечения стабильности на рынках капитала и создания благоприятных условий для инвесторов. Как показало исследование, национальные стандарты бухучета во многих странах по-прежнему являются уникальными, что крайне затрудняет проведение объективного сравнительного анализа финансового положения таких стран. Большинство стран, представители которых участвовали в исследовании, руководствуются собственными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, поэтому многие из них не в состоянии сравнить уровень своей эффективности с другими государствами.

 

В исследовании отмечена четкая тенденция в направлении применения МСФООС или стандартов, разработанных на их основе. Однако, судя по имеющимся данным, многие страны создают излишние барьеры, не позволяющие международным инвесторам оценить их инвестиционную привлекательность в сравнении с другими.

 

Большинство участвовавших в исследовании компаний (52%) уже перешли на учет по методу начисления, скорректировав свою учетную политику, и успели ощутить преимущества данного шага, включая упрощение процесса принятия решений, улучшение качества управления активами и денежными средствами, укрепление финансовой дисциплины и повышение эффективности затрат. Большая часть опрошенных (55%) не планируют дальнейших мероприятий по реформированию своей системы бухучета, хотя треть из них составляют государственные организации европейских стран, где по-прежнему остро стоит проблема нестабильности в финансово-бюджетной сфере.

 

Подавляющее большинство стран (75%) отметили достоверное представление информации в качестве основного фактора, которому следует уделять внимание при подготовке финансовой отчетности. Тот факт, что данного мнения придерживаются страны, использующие кассовый метод учета, является несколько противоречивым, поскольку, как полагают специалисты, этот метод не обеспечивает достоверного представления информации о реальном финансовом положении страны. Напрашивается вывод о том, что каждая страна по-своему понимает достоверность информации. Хотя финансовые ведомства большинства участвовавших в исследовании стран знают о МСФООС, лишь в трех из них данные стандарты уже действуют.

 

По мнению Томаса Мюллер-Маркеса Бергер, руководителя международной практики E &Y по оказанию услуг в области бухучета компаниям госсектора, эксперты в области государственных финансов и высшие должностные лица все больше склоняются к тому, что архаичная практика бухучета по кассовому методу препятствует решению сложных финансовых задач. Обнадеживает, что инициатива по модернизации методов учета в госсекторе исходит от самих правительств и что финансовый кризис не убавил их решимости. Если раньше частный сектор был вынужден принимать меры, направленные на обеспечение прозрачности и доступности своей финансовой отчетности, то теперь пришло время аналогичных действий со стороны государственного сектора, отмечает Бергер.

 

Кризис суверенного долга остро высветил необходимость прозрачности государственных финансов, особенно в странах еврозоны, — считают в Ernst & Young. Однако правительствам других стран также важно стремиться к максимальной точности данных, раскрываемых в финансовой отчетности благодаря использованию современных методов бухучета, и обеспечивать пользователям полное представление о финансовом состоянии своей страны. Поэтому необходима единая методическая база, которая должна использоваться во всех областях, требующих реформирования. Как и в случае с МСФО в частном секторе, МСФООС закладывают прочные основы для последующего развития национальных стандартов бухучета, которым будут следовать бюджетные организации, и которые будут адаптированы с учетом потребностей и особенностей госсектора.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by