$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КОМУ И СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ

21.12.2010

Электронное декларирование — удобный способ уплаты налогов. При этом налоговые органы, судя по всему, считают правомерным взимание с налогоплательщиков платы за возможность не посещать налоговую инспекцию, а подавать декларацию в электронном виде. Но так ли это? Вопрос не раз обсуждался, тем не менее до сих пор не решен.

Еще Адам Смит, формулируя классические принципы эффективной налоговой системы, выдвинул принцип, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. Ныне его пытается соблюдать большинство стран мира. Поэтому обеспечение удобности уплаты налогов — функция органа, формирующего налоговую систему. То есть оплачивать возможность электронного декларирования должно государство, т.к. на нем, а не на налогоплательщике, лежит ответственность за реализацию принципов налогообложения.

Однако в Налоговом кодексе РБ упомянутый принцип законодательно не закреплен, а потому ничто не мешает вводить плату за электронное декларирование, а при желании — за что-либо еще. Получается, что государство не берет на себя обязанность обеспечивать удобство уплаты налогов, перекладывая ее на самих налогоплательщиков.

Другой вопрос — сколько платить за такую услугу? Если с затратами на обслуживание системы разобраться можно, то как сформировать прейскурант, т.е. тарифы для каждого пользователя в условиях, когда затраты на обслуживание системы практически не зависят от изменения количества обслуживаемых пользователей? В таких условиях тариф не будет иметь должного экономического обоснования, что может стать предметом судебного разбирательства. А если бы систему обслуживала обычная коммерческая организация, то отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат) или их ненадлежащее составление обошлись бы ей в солидные штрафы. А в стране с рыночной экономикой подобные услуги стали бы, пожалуй, предметом разбирательства антимонопольных органов. Такие вопросы не возникали бы, если бы подключение к электронному декларированию финансировалось из бюджета.

Независимо от наличия или отсутствия экономического обоснования тарифа плата за электронное декларирование по существу представляет собой не что иное, как дополнительный налог на обеспечение удобства уплаты налогов. Но если надо платить за возможность отчитаться перед казной, то можно пойти и дальше. К примеру, возложить на налогоплательщика оплату труда налоговых инспекторов, содержание офисов инспекций МНС, которые создают условия для сдачи налоговых деклараций. Идея уплачивать за МНС коммунальные услуги, покупать для него мебель и компьютеры выглядит странно. Но это не больший абсурд, чем плата за электронное декларирование.

К слову, экономическим эффектом от его реализации должно стать сокращение времени, затрачиваемого на прием налоговых деклараций. Это должно привести к сокращению количества налоговых инспекторов и расходов инспекций МНС, т.е. экономии бюджетных средств. Одно это явно указывает, каким должен быть источник финансирования электронного декларирования.

Дмитрий ТАБАЛА, преподаватель кафедры банковской и финансовой экономики БГУ