$

2.5600 руб.

3.0438 руб.

Р (100)

3.3894 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Интеграция

Кому достанется расчетливое сердце инвестора?

11.05.2004
Беларусь, Россия, Украина вступают в конкурентную борьбу за иностранные капиталы

О привлекательности инвестиционного климата, продвижении рыночных реформ и прочих экономических успехах страны судят по количеству привлеченных иностранных инвестиций. Каковы шансы Беларуси? Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мнение знающего человека -- члена Совета Центра социально-экономических исследований Польши Петра КОЗАРЖЕВСКОГО.

-- В ближайшем будущем Россия, Беларусь и Украина начнут конкурировать в борьбе за инвесторов. В ваших странах приблизительно одинаковое качество приватизируемого имущества, реальное состояние правовой базы. Поэтому можно ожидать, что одна и та же группа инвесторов будет выбирать: в какую из этих стран направить инвестиции. Если Беларусь хочет привлечь инвестиции себе, она должна создать условия лучшие, чем в Украине и России.

-- Господин Козаржевский, чем, на ваш взгляд, был бы полезен польский опыт привлечения прямых иностранных инвестиций?

-- Польша -- лидер среди постсоциалистических стран по абсолютным объемам привлеченных прямых иностранных инвестиций. За 13 последних лет их величина составила более 68 млрд.USD. Рекордным был 2000г., в котором привлечено свыше 10,5 млрд. USD. Однако, к сожалению, в течение последних трех лет мы наблюдаем спад уровня ПИИ.

Что же происходит? Дело в том, что значительную часть ПИИ составляли инвестиции в приватизируемые предприятия. Снижение темпов приватизации повлекло снижение их объемов. Сейчас доля иностранных инвестиций, направляемых на приватизацию, составляет уже менее 10% (по сравнению, например, с 40% в 2000г.), поэтому фактор приватизации -- по сути временный -- постепенно теряет свою роль.

-- Значит, Беларусь может привлечь иностранный капитал, в первую очередь, грамотно проводимой приватизацией?

-- У вас большое количество неприватизированного имущества, которое в отличие от соседних стран региона находится в относительно не разграбленном состоянии. Поэтому значительная группа инвесторов будет предпочитать приватизацию.

Другие захотят строить предприятия, как говорят, в "чистом поле" и пытаться перетягивать рабочую силу, менеджеров, имущество с соседних структур бывшего госсектора, чтобы не иметь дело с его бюрократией. В то же время для привлечения инвестиций в "чистое поле" в стране необходимо создавать соответствующую инфраструктуру.

В начале 90-х в Восточную Европу, в том числе в Польшу, из-за дешевизны рабочей силы стали переводить производства многие западноевропейские концерны. Сегодня, предпочитая "холодный экономический расчет", инвесторы идут в те страны, где могут обеспечить более высокую прибыльность. Польша с ее высокими страховыми платежами стала слишком дорогой страной. Поэтому, помимо снижения неоправданно высокой стоимости рабочей силы, мы должны искать другие пути привлечения капитала.

Привлекательным моментом для инвестора может стать развитие высокотехнологичных отраслей. Мы считаем, что нам следует больше гордиться не столько надписью "mаdе in Роlаnd", Веlаrus и т.п., а тем, что данный товар был в нашей стране разработан. И пусть будет на нем значится: "mаdе in Сhinа". Наиболее качественные товары с такой надписью -- это, как правило, не продукты китайской инженерной мысли, и вовсе не Китай зарабатывает на них более всего.

-- Без чего, наш ваш взгляд, страна не сможет рассчитывать на внимание инвестора?

-- Без такой, казалось бы, мелочи, как возможность доступа к базам данных об отечественных производителях. Ведь прежде чем приехать в страну, нужно созвониться с партнерами, послать факс или письмо по е-mаil. Без этого нельзя. Мы это знаем из собственного опыта: на рубеже 80-х и 90-х гг. бывали случаи, когда потенциальные инвесторы приезжали в Польшу, строили далеко идущие планы, а потом попросту не могли дозвониться от нас в свой офис. И уезжали -- с обещанием вернуться только тогда, когда в стране начнут работать телефоны.

В Польше телефоны уже работают, но по-прежнему трудно получить качественную информацию о потенциальных объектах приложения инвестиций. На правительственном уровне теоретически этим занимается Агентство по информации и иностранным инвестициям, на практике же ему это еще пока не удается.

Если мы посмотрим на карту иностранных инвестиций в Польше, то окажется, что инвесторы наиболее охотно идут в более обжитые регионы, что, кстати, в условиях отсутствия действенной стратегии регионального развития страны имеет побочный негативный эффект в виде роста различий между "богатой" и "бедной" частями Польши.

Инвестор, выбирая страну, оценивает степень риска вложений. Важно, чтобы условия были не только привлекательными, но и гарантированно стабильными в длительной перспективе. Причем гарантии эти инвестор видит не столько в заверениях высшего руководства, например, Президента о "безусловной поддержке" и т.п., сколько в стабильности правил игры в данной стране. Ему нужны стабильная законодательная база и цивилизованная практика правоприменения.

-- Многие белорусы с недоверием относятся к иностранным инвесторам: мол, приехали разорить нас...

-- Согласен, инвестор инвестору -- рознь. Перед любой страной стоит задача привлечения именно качественных инвестиций, капитала тех, кто имеет долгосрочные планы вложения имущества и развития бизнеса. Хороших инвесторов притягивает привлекательная собственность, выгодное географическое положение, отработанное правовое поле, стабильная ситуация, хороший рынок сбыта. Отсутствие этого их, в отличие от временщиков, отпугивает.

Качественные инвесторы привносят на бывшие госпредприятия не только капитал, но, как правило, и новые методы управления, технологию и культуру производства, различного рода ноу-хау, обеспечивают доступ к новым рынкам сбыта и т.п. Без иностранного капитала была бы невозможна не только приватизация многих предприятий, в том числе "гигантов социалистической индустрии". Под вопросом было бы само их дальнейшее существование. Сегодня принадлежащие иностранному капиталу предприятия Польши обеспечивают львиную долю экспорта.

Часто солидный иностранный инвестор предпочитает строить предприятие на пустом месте, чем покупать уже существующее. Слишком велики оказываются как организационные, так и финансовые сложности, связанные с необходимостью реструктуризировать живой организм предприятия с его внутренними группами интересов, такой, а не иной производственной структурой и возможностями, рабочей силой, долгами.

Для Беларуси в настоящее время это особенно важно, поскольку, с одной стороны, здесь сохранился большой сектор госпредприятий, с другой , на многие из них существует потенциальный спрос. Однако, прежде всего, со стороны российских, а не западных инвесторов.

-- При всем богатстве выбора инвесторов у нас могут предпочесть исключительно "своих": богатых жителей строящегося Союзного государства -- россиян...

-- Такой тенденциозный выбор будет не всегда верным. К сожалению, российская приватизация зарекомендовала себя не с лучшей стороны. В России вместо того, чтобы инвестировать и приумножать собственность, частные владельцы, в том числе наиболее крупных и прибыльных объектов, занимаются фактическим ее разворовыванием и вывозом капитала за рубеж. Есть основания предполагать, что российские собственники, которые так поступают у себя дома, в Беларуси не будут вести себя иначе.

Да, неравный доступ к приватизируемой собственности не является нарушением принципов экономических реформ, когда речь идет о продаже крупных предприятий, значение которых для экономики велико. Более того, в обязанности государства как раз входит забота о том, чтобы такое имущество попало "в хорошие руки". Продажа таких предприятий осуществляется не на общедоступных аукционах, а путем тендеров и переговоров с потенциальными покупателями. Однако думаю, что нужно стараться привлекать инвесторов также из других стран.

Автор публикации: Тамара МАРКИНА


***