$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Компромисс интересов найден

06.04.2007

Работа над новой редакцией закона «О рекламе» близится к завершению. На этой неделе он принят во втором чтении Палатой представителей и направлен в Совет Республики.

Документ вызывает повышенный интерес в обществе, его ждут и специалисты рекламного рынка, и рекламодатели, и потребители. Поэтому «ЭГ» попросила заместителя председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анну БУРОВУ рассказать об основных положениях законопроекта.

Хочу подчеркнуть, что Палата представителей стремилась создать документ, который учитывал бы международный опыт в сфере рекламы, специфику развития отечественного рекламного рынка, а также интересы белорусских производителей.

При подготовке этого законопроекта ко второму чтению острые дискуссии велись о рекламе на телевидении. Мы понимаем, что некоторые наши избиратели назовут включенные в законопроект ограничения слабыми. Ведь большинство телезрителей рекламу не любят, она их, что называется, достала. Поэтому часть депутатов отстаивала очень жесткие нормы в этой сфере. С другой стороны, телевизионные каналы во многом живут за счет рекламы. Как объяснил на расширенном заседании постоянной комиссии руководитель одного из находящихся на самоокупаемости телеканалов, при резком сокращении рекламного времени они окажутся на грани краха. Да и отечественные предприятия не могут обойтись без популяризации своей продукции. Поэтому нам здесь пришлось искать компромисс.

В результате депутаты поддержали норму о том, что реклама не должна занимать более 20% объема вещания для радио — и телепрограмм в течение суток. Причем с 18.00 до 22.00 она не может превышать 30% объема вещания в течение каждого часа, то есть 18 минут. Продолжительность каждой рекламной паузы ограничена 4 минутами. Кстати, руководство телевизионных каналов настаивало на введении не почасового, а только среднесуточного предела. Но практика показала, что в таком случае реклама распределяется неравномерно: ночью и днем ее дают мало, зато по вечерам она буквально обрушивается на телезрителей, то и дело прерывая популярные передачи и фильмы.

Вышеуказанные нормы ограничивают объем рекламы, но при этом стимулируют радио — и телеканалы наиболее эффективно использовать рекламные возможности с учетом общественных и государственных интересов.

Отмечу также, что громкость рекламных роликов не должна превышать средний уровень звука транслируемой программы.

В целом законопроект в целях защиты прав потребителей рекламы устанавливает ряд требований, а также ограничений и запретов при ее производстве и размещении. В частности, реклама, содержащая информацию о продаже товара и связанная с осуществлением предпринимательской деятельности, должна обязательно включать наименование рекламодателя, его учетный номер плательщика, а если рекламодателем является индивидуальный предприниматель, то также фамилию и инициалы. Если же в качестве рекламодателя выступает иностранное или международное юридическое лицо, иностранный гражданин, то вместо номера плательщика указывается название страны и населенный пункт, где постоянно находится или проживает рекламодатель. Эти требования не распространяются на рекламу торговых марок.

Запрещается реклама организаций и индивидуальных предпринимателей, не прошедших госрегистрацию. Также устанавливается запрет на рекламу потребностей в органах и тканях человека, заменителей грудного молока (детских молочных смесей), наркотических средств, психотропных веществ, порнографических материалов, а также на рекламу, направленную на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг.

Определен перечень обязательной информации при рекламе лекарственных средств и биологически активных добавок к пище. Распространение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты допускается только при наличии согласия абонента или адресата.

Много споров вызвали статьи, касающиеся популяризации пива. Сегодня этот напиток стал одним из самых легкодоступных и во многом благодаря рекламе — привлекательным и даже модным в молодежной среде. Что, по данным МВД, в немалой степени способствует алкоголизации населения.

Поэтому в законопроект включены нормы, ограничивающие рекламу пива и слабоалкогольных напитков. Так, устанавливается полный запрет на наружную рекламу пива, а также на организацию и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков. При проведении вышеназванных мероприятий запрещается также бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков, в том числе предоставление более пяти литров таких напитков в качестве призов или подарков.

Кроме того, введено требование сопровождать рекламу алкогольных напитков предупредительной надписью о вреде их чрезмерного употребления.

Законопроект содержит положения, направленные на запрет рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена; средствах массовой информации, специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы, а также на запрет рекламы табачных изделий на радио и телевидении и на товарах спортивного назначения, игрушках. А 1 января 2008 г. предлагается ввести полный запрет на рекламу табачных изделий.

Четко сформулированы требования к рекламе оружия и военной техники, лотерейной и риэлтерской деятельности, а также к недобросовестной рекламе. В нормативный правовой акт включено положение об обязательном согласовании с Министерством внутренних дел информации о трудоустройстве граждан Беларуси за границей, а с Министерством образования — об обучении в других странах.

Сохраняются требования действующего Закона о запрете прерывания рекламой выступлений руководителей страны, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний, религиозных передач.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, будет размещаться только в тех периодических изданиях, перечень которых определит Министерство здравоохранения.

В соответствии с законопроектом распространение социальной рекламы, под которой подразумевается некоммерческая информация госорганов о мерах по охране здоровья, безопасности населения, профилактике правонарушений и т. д., осуществляется на безвозмездной основе. При этом для редакций средств массовой информации устанавливается норма размещения социальной рекламы в размере 5% объема рекламного вещания (основной печатной площади). Для других рекламораспространителей — в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых ими услуг по размещению рекламы, рассчитываемой по результатам предыдущего года.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях