$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОМПЛЕКСНЫЙ ШТУРМ ВВП©

09.04.2013

Постановление Совмина от 30.03.2012 № 241 «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» формализовало идею увеличения доли МСП в структуре национальной экономики до 30% к 2015 г., утвердило целевые показатели для регионов, а также предложило ряд мер для достижения этих амбициозных целей. При этом одно из ключевых требований большинства бизнес-союзов — легализовать наем индивидуальными предпринимателями работников не из числа близких родственников — в очередной раз оказалось проигнорировано.

Согласно целевым показателям, утвержденным постановлением № 241, к 2015 г. доля МСП в валовом региональном продукте по областям должна быть увеличена до 30%, в Минской области — до 33,9%, а в столице и вовсе до 62,2% (см. таблицу).

Таким образом, доля сектора МСП должна вырасти по сравнению с 2011 г. на 7,1 процентных пункта, опережая в своем развитии крупные предприятия страны, которые традиционно поддерживаются государством. Достичь такой динамики можно лишь при создании очень благоприятных условий для него, в т.ч. в финансировании, допуске ко всем видам ресурсов, малой приватизации, совершенствовании налогообложения, отношений собственности и т.д. А это значит, надо быстро решить множество наболевших в последние годы проблем. Что для этого предлагается?

Комплекс мер по достижению показателей развития МСП, утв. постановлением № 241, состоит из 31 пункта. Среди них — создание вертикальной системы антимонопольного регулирования, передача отдельных функций госорганов саморегулируемым организациям, реорганизация Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства и начало работы гарантийных фондов, развитие субконтрактации. Намечена 100-процентная гармонизация стандартов проектирования и строительства с нормами ЕС, дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности и введение бессрочных лицензий. В течение 2 лет в каждом городе должна быть создана индустриальная площадка с инженерной и транспортной инфраструктурой для привлечения туда предпринимателей-производственников. Под эти нужды планируется использовать пустующие площади производственных организаций, а также построить новые площадки за счет местных бюджетов. Продажу арендуемого более 3 лет имущества собираются производить по заявительному принципу и ввести административную ответственность должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении таких активов.

Чтобы нерадивые владельцы госсобственности активней с ней расставались, обещано в 5 раз увеличить ставки налога на недвижимость по неэффективно используемым объектам. Среди других мер фискального характера значится перераспределение отчислений в ФСЗН между нанимателем и работником, определение видов деятельности субъектов малого предпринимательства, связанных с приемом денежных средств, для перевода на фиксированное налогообложение, основанное на вмененном доходе (которое, кстати, собираются осуществить до конца 2013 г.). Обещано также сократить перечень бланков документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в ЭБД, и разрешить субъектам малого предпринимательства закупать за рубежом мелкие партии товаров за наличный расчет с последующей уплатой НДС в бюджет страны (до 1000 базовых величин в рамках одной сделки).

Примечательно, что предложение вернуть индивидуальным предпринимателям право нанимать от 3 до 5 наемных работников, активно обсуждавшееся в ходе подготовки проекта постановления, в окончательный вариант так и не вошло. Непримиримую позицию в этом вопросе заняла Администрация Президента в лице ее замглавы Андрея Тура. Хотя и в рядах бизнес-союзов единого мнения на этот счет тоже нет.

Например, в интервью «ЭГ» председатель БНПА Александр Швец высказался против такого шага, поскольку он создаст условия для массового перехода из формы юридического лица в ИП, которые зачастую работают по «серым» схемам без уплаты налогов.

Иные мнения представителей бизнес-союзов властью, похоже, услышаны не были. Между тем председатель БСП Александр Калинин обращает внимание на объективные сложности деятельности ИП без права найма. Так, привязка предпринимателя к своей торговой точке приводит к нарушению трудового законодательства. Приходится совмещать часто несовместимые функции — одновременно быть продавцом, администратором, заниматься доставкой товара и др. По мнению А.Калинина, разрешение найма сняло бы эти проблемы и позволило активней развивать микробизнес, находящийся сегодня в несопоставимых условиях по сравнению с российскими индивидуальными предпринимателями, которым разрешено нанимать до 15 человек.

Глава БСПН им. М.Кунявского Георгий Бадей недоумевает, почему государство препятствует развитию легальной занятости в мелком предпринимательстве, что противоречит здравому смыслу и мировой практике. Возмущает и то, что на предпринимателей смотрят как на потенциальных жуликов, укрывающих доходы, и исходя из этого строят государственную политику. А ведь легализация найма позволила бы многих вывести из теневой экономики: сегодня несколько сот тысяч белорусов официально не имеют работы, не платят налоги, но как-то живут и содержат семьи.

«У нас на ИП смотрят со столичных высот, а нужно еще о регионах подумать, в агрогородках, деревнях значимость малого предпринимательства недооценивается», — считает вице-председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

Пока же в гонке за валовыми показателями ИП, число которых на 1.01.2013 г. превышает четверть миллиона, лишены возможности к развитию, а их предприимчивость и умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям рынков не востребованы государством.

В остальном инициативы правительства позитивно восприняты бизнес-сообществом. По мнению А.Швеца, важно, что целевые показатели доведены до областей — в условиях белорусской командно-административной модели это заставит исполкомы по иному взглянуть на МСП и его место в экономике регионов.

В предпринимательских союзах приветствуют стремление властей провести-таки малую приватизацию (по крайней мере в части продажи неиспользуемых площадей), создать действующие механизмы антимонопольного регулирования, производственную инфраструктуру, изменить систему финансовой помощи частному бизнесу. Правда, одновременно есть сомнения относительно реальности выполнения заявленных реформ. Пока опыт реализации Директивы № 4 показывает, что даже планы, утвержденные главой государства, с трудом претворяются в жизнь, а иные вообще перечеркиваются противоположными действиями.

Вот и сейчас власти в очередной раз обещают развивать субконтрактацию (хотя еще совсем недавно отчитывали директоров госкомпаний за договорные отношения с частниками), страховщикам — снять ограничения по доступу к обязательным видам страхования, запретить пересмотр результатов приватизации. Но бизнесменам не дает покоя «креативность» властей. Ведь если можно, например, уговорить безвозмездно отдать акции государству (как недавно произошло в ОАО «Луч»), едва ли очередной пакет либеральных мер станет гарантией от новых сюрпризов в будущем.

Наконец, кто сказал, что МСП — это обязательно частный бизнес и именно он будет опережающими темпами наращивать свою долю в ВВП? К малым и средним предприятиям статистика относит лишь по количеству работников, а не по форме собственности. Между тем в стране работает множество коммунальных и республиканских предприятий, подпадающих под категорию МСП. Почему бы властям не решить ускоренно развивать именно их? И не важно, что финансовые показатели таких фирм, как правило, не блещут. Тем более что в постановлении № 241 нет целевых цифр по прибыльности и рентабельности, а в обеспечении «вала» на местах накопили солидный опыт.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях